Совет республики Национального собрания Белоруссии одобрил законопроект, позволяющий приговаривать к смертной казни за покушение на совершение терактов при определенных отягчающих обстоятельствах, пишет «Зеркало». Нижняя палата парламента приняла законопроект 27 апреля. После одобрения Советом республики документ должен подписать Александр Лукашенко.
В действующей редакции Уголовного кодекса Белоруссии сказано, что смертная казнь не может быть назначена «за приготовление к преступлению и покушение на преступление». Но в новой редакции будут перечислены четыре статьи УК, которые станут исключением из этого принципа, в том числе ч. 3 ст. 289 (акт терроризма).
Уголовные дела по этой статье возбуждены в отношении ряда оппозиционных деятелей. В частности, дело о подготовке теракта было заведено на бывшего кандидата в президенты Светлану Тихановскую.
По этой же статье проходят и подозреваемые в повреждении белорусской железнодорожной инфраструктуры, используемой для передвижения российских войск, вторгшихся в Украину.
Один из лидеров белорусской оппозиции, бывший министр культуры Павел Латушко считает, что расширение возможностей для применения смертной казни связано именно с ростом сопротивления режиму Лукашенко и радикализацией протеста. Об этом он рассказал The Insider:
Нельзя исключать самых жестких действий со стороны режима. Вряд ли это приведет к массовым приговорам и казням, но Лукашенко повышает ставки. Он понимает, что угрозы его режиму возрастают и сила давления на его режим как извне, так и изнутри растет. Я думаю, что сигналом для ужесточения карательных мер стало партизанское движение в Беларуси. В него вовлечено гораздо больше людей, чем участвовало весной в блокировании железных дорог, которые использовались для передвижения российских войск. В перспективе эта форма протеста может стать источником для формирования широкого национально-освободительного движения.
Смертная казнь также будет грозить обвиняемым в покушении на убийство государственного или общественного деятеля с целью «воздействия на принятие решений органами власти, устрашения населения и др.», и обвиняемым в покушении на убийство представителя иностранного государства или международной организации «в целях провокации международных осложнений или войны и др.».
Хроника «рельсовой войны»
После вторжения российской армии в Украину 24 февраля оппозиционные силы в Белоруссии стали призывать к совершению диверсий на железных дорогах, по которым подразделения войск РФ перебрасываются к украинской границе. 27 февраля белорусская оппозиционная группа хакеров «Киберпартизаны» заявила о взломе компьютерной сети «Белорусской железной дороги» (БелЖД) — предприятия, управляющего всеми железными дорогами страны. После этого появились сообщения, что онлайн-сервис продажи билетов не работает, а кассирам приходится выписывать билеты вручную. Спустя примерно две недели БелЖД объявила, что работа сервиса восстановлена.
28 февраля и 1 марта Telegram-канал «Сообщество железнодорожников Беларуси» сообщил о поджоге двух шкафов сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) в Минской и Гомельской областях. Такое оборудование отвечает за светофоры и стрелочные переводы на определенном участке дороги. При его повреждении падает пропускная способность путей, а поезда вынуждены двигаться со скоростью 15–20 км/ч.
14 марта «Сообщество железнодорожников Беларуси» сообщило, что на одном из железнодорожных перегонов в Брестской области был выведен из строя светофор, а 16 марта рассказало о поджоге еще одного шкафа СЦБ в Витебской области. Ночью 17 марта на станции Орша-Центральная в той же области из релейного шкафа были демонтированы и похищены 6 сигнальных трансформаторов.
На следующий день стало известно, что в Гомельской и Брестской областях для патрулирования железных дорог привлечены подразделения спецназа внутренних войск. Сообщалось, что патрули будут ходить в гражданской одежде.
19 марта глава компании «Украинская железная дорога» Александр Камышин заявил телеканалу «Настоящее время», что на данный момент железнодорожного сообщения между Белоруссией и Украиной нет. Он намекнул на то, что это связано с деятельностью «рельсовых партизан». «Я не буду уточнять детали, но я благодарен белорусским железнодорожникам за то, что они делают», — сказал Камышин.
С 20 марта сотрудникам БелЖД стали выдавать под роспись документ, предупреждающий о привлечении к уголовной ответственности за причастность к «рельсовой войне» и призывы к ней. Железнодорожное начальство говорило при этом, что выполняет распоряжение КГБ.
21 марта КГБ признал чат «Сообщества железнодорожников Беларуси» экстремистским формированием.
В ночь на 25 марта на перегоне Борисов — Новосады (Минское отделение БелЖД) были сожжены два релейных шкафа СЦБ. Спустя три дня на перегоне Осиповичи — Верейцы в Минской области были подожжены еще два шкафа СЦБ.
В конце марта сотрудники правоохранительных органов задержали более 30 работников БелЖД, которых заподозрили в нелояльности власти.
Ночью 30 марта патруль внутренних войск на перегоне Савичи — Березина в Гомельской области открыл огонь по предполагаемым партизанам, которые успели вскрыть два релейных шкафа и поджечь один из них. Подозреваемым в порче железнодорожного имущества удалось скрыться.
6 апреля в сообществе железнодорожников сообщили, что силовикам удалось задержать одну группу партизан: Евгения Минкевича, Дмитрия Климова, Владимира Аврамцева. После задержания «не оказывающие сопротивления люди были целенаправленно расстреляны в коленные суставы».
В Бобруйском и Осиповичском районах для борьбы с «рельсовыми партизанами» стали использовать фотоловушки, тепловизоры и беспилотники.
В конце апреля сообщалось о задержании уже 60 «рельсовых партизан».