Минюст впервые исключил людей из реестра иностранных агентов. Это член «Голоса» Аркадий Любарев и самарская правозащитница Людмила Кузьмина. Об этом сообщает РИА «Новости».
«Данное решение было принято на основании заявлений об исключении, а также поступивших документов от уполномоченных органов государственной власти», — говорится в сообщении агентства.
Закон о СМИ-«иноагентах» был принят в России в 2017 году. Согласно ему, «иностранным агентом» могут признать любое СМИ, которое получает финансирование или имущество из-за границы. В 2019 году был принят новый закон, который дал возможность причислять к «иноагентам» не только юридические, но и физические лица. С декабря 2020 года физлицам и незарегистрированным общественным объединениям, получающим финансирование из-за рубежа, также могут давать этот статус за «политическую деятельность» в России, которая де-факто включает в себя любую публичную оценку деятельности любых органов государственной власти. Кроме того, 1 марта 2021 года были ужесточены наказания за нарушения деятельности «иноагентов»: сегодня они предусматривают как административные штрафы, так и уголовную ответственность на срок до пяти лет лишения свободы.
За прошедшие годы в реестры «иноагентов» попали более двухсот СМИ, НКО и физических лиц. Первые пять человек — правозащитник Лев Пономарев, журналисты Людмила Савицкая, Сергей Маркелов и Денис Камалягин, а также гражданская активистка Дарья Апахончич — были включены в соответствующий перечень 28 декабря 2020 года.
Реестры «иноагентов» регулярно пополняются начиная с 23 апреля 2021 года, когда соответствующий статус был присвоен изданиям «Медуза» и «Первое антикоррупционное СМИ». 14 мая СМИ-«иноагентом» было признано издание VTimes, редакция которого позже приняла решение закрыть СМИ из-за нового статуса.
Летом прошлого года «иноагентами» признали The Insider, «Дождь» и «Важные истории», а также несколько десятков журналистов различных изданий. Так, к примеру, Минюст внес в перечень журналиста «Открытых медиа» (издание заблокировано в России) Илью Рождественского из-за материалов о генпрокуроре Игоре Краснове, о деле обвиняемого в госизмене журналиста Ивана Сафронова и уличных протестах. В то же время Минюст назвал «гостайной» содержание письма Росфинмониторинга, из-за которого «иноагентами» признали коллег Рождественского — Юлию Ярош и Максима Гликина.
29 сентября списки «иноагентов» пополнили «ОВД-Инфо», «Медиазона», ее издатель Петр Верзилов и главред Сергей Смирнов. Согласно заявлению Минюста, «Медиазона» попала в соответствующий перечень из-за цитирования других «иноагентов», а также из-за дохода от Google-рекламы, который ведомство посчитало иностранным финансированием. При этом ранее российский суд сам настаивал на выплате аналогичных доходов «Царьграду».
Кроме того, «иноагентами» в сентябре были признаны 20 человек, связанных с движением «Голос». Всего за несколько дней до этого в России прошли выборы в Госдуму, на которых благодаря «Голосу» были выявлены многочисленные нарушения. Примечательно, что Минюст объяснил включение координатора тамбовского отделения «Голоса» Владимира Жилкина в список «иноагентов» получением 171 рубля от марокканского студента, а включение координатора алтайского «Голоса» Катерину Кильтау — денежным переводом от гражданина Таджикистана и ее комментарием для «Сибирь.Реалии».
Позже Минюст признал «иноагентами» юрлица «РС-Балт» и «Москоу Диджитал Медиа», которые владеют изданиями «Росбалт» и Republic, адвоката Ивана Павлова и четверых других экс-сотрудников правозащитной организации «Команда 29», а также «Российскую ЛГБТ-сеть» и ее основателя Игоря Кочеткова.
В список иноагентов попали также шеф-редактор The Insider Роман Доброхотов, писатель Виктор Шендерович, рэпер Face, журналисты Сергей Пархоменко и Юрий Дудь.