Алина и Юрий живут по разные стороны от линии разграничения, она в Луганске (ЛНР), а он в Изюме (Харьковская область). Они рассказали The Insider о том, как поменялось отношение людей к России с 2014 года и об ощущениях от начала войны.
Алина, Луганск
Я сама из «столицы ЛНР» - Луганска. Живу на самой окраине. В последние несколько дней мы слышим только отлеты. Прилетов не было.
После 2014 года именно в Луганске не было пострадавших среди мирного населения. Да и вообще, по сравнению с 2014 годом, была тишина. Только на этой неделе мы слышим выстрелы от нас. Куда - непонятно. По области обстановка напряженная, скорее всего, но не буду утверждать, я там не бываю.
Сейчас происходит кошмар по отношению к людям. Для мужчин 18-55 лет граница закрыта. Всех забирают воевать. Ну, как всех. Кого поймают. И неважно, работаешь ты или нет, неважно, сколько у тебя детей и в каком ты состоянии. Куда везут, на учения или воевать, не всегда известно, так как связи с ними нет. Но скорее всего - второе.
Только что ездила в магазин. Нашла один открытый. Теперь они, видимо, работают до 18:00. Улицы пустые. Машины люди прячут, так как боятся, что будут забирать.
Встретила кроме продавщицы в единственном магазине танк и двух военных. Было неожиданно, хоть я уже и привыкшая, скажем так.
Несколько дней назад прилетел снаряд, недалеко, в жилой дом в частном секторе. Но откуда - тоже неизвестно. Все живы
Мое отношение - это отвратительно. Я не была на этом референдуме в 2014 году и моя семья тоже. Мы жили в стабильном цивилизованном городе. Все было хорошо.
Мне плевать, как мы будем называться - только дайте цивилизации. Комендантский час с 23:00 до 4 утра все 8 лет. Отмена была один раз, последние полгода без него жили. Было прекрасно. Вернули опять.
Транспорта адекватного нет, все маршрутки разваливаются. Дороги разваливаются. Поезд один был в последнее время только между республиками. Самолеты не летают.
Уехать я не могу. Мужчин не выпускают, без мужа, как минимум, я никуда не поеду.
Юрий, Изюм, Харьковская область
Раньше я жил в Горловке, но после начала боевых действий и захвата ее представителями ДНР, уехал. В моем городе пока боевые действия не ведутся, но люди на взводе. В 50 километрах от нас военный аэродром подвергся авиаудару. Также Харьков, находящийся в 100 километрах, пострадал от ракетного и авиационного удара.
Там есть прилеты по пригороду и погибшие. Повреждено несколько пятиэтажных домов.
Ряд друзей и знакомых успели понаблюдать на кольцевой дороге возле Харькова издалека бой с танками РФ. Подробнее рассматривать не стали, проехав подальше от места боя.
Несколько танков РФ горели, вроде бы на тот момент четыре.
В Харькове так же поврежден аэропорт, пострадали несколько зданий от ударной волны и осколков. В том числе вуз, в котором учится знакомая.
В моем городе пока люди ведут себя спокойно. Правда возник повышенный ажиотаж на продукты первой необходимости и лекарства. Аналогично и в других городах.
Многие закупились также боеприпасами. Довольно много знакомых записывается в ряды территориальной обороны, а уже записанные готовятся к обороне города.
Аналогично и по другим городам.
Судя по видео с телефонов, новостей и сообщений знакомых, войска РФ несут серьезные потери. Сбиты 6 самолетов и более 10 штурмовых вертолетов.
В целом особой паники нет, хотя есть обеспокоенность. Настрой у большинства - обороняться при любых условиях.
Я лично остаюсь дома. Вследствие травмы я не военно-обязанный, но если придется, буду защищать собственный город от любого противника.
Правительство ввело военное положение, принимает меры по организации обороны, поддержания правопорядка и нормальной работы критической инфраструктуры. Где со скрипом, где без, но в целом везде работа в этих направлениях идет.
Как по мне, сейчас наблюдается удивительная консолидация разных сил как в моем городе так и в стране в целом, перед внешней угрозой.
К примеру, многие знакомые всегда выступавшие за сближение с РФ, сейчас меняют мнение или даже готовятся дать вооруженный отпор в сложившейся ситуации.