Руководитель объединенной редакции РБК Петр Канаев сообщил в Facebook, что его вызвали в суд из-за «цитирования иноагентов и упоминания экстремистов-террористов». Канаев сообщил, что всего на него заведено пять дел.
По его словам, административные дела заведены по статье 13.15 ч.2.1 КоАП. Одно из них касается отсутствующей в тексте маркировки о том, что «Движение Талибан» признано в России террористическим. «Не имеет значения, что мы сами, когда заметили, дописали. Просто — «В случае уклонения от вызова в суд лицо может быть подвергнуто приводу»».
«Но меня беспокоит не столько запрещенная в России террористическая организация Талибан, — пишет Канаев. — Как известно, цитирование иноагентов даже с соответствующей пометкой, а тем более без — это одно из двух требующихся оснований для внесения, собственно, в сам реестр иноагентов. Второе основание - наличие иностранного финансирования. Здесь открывается простор для интерпретаций».
Канаев отметил, что закон об «иноагентах» изучила юридическая служба РБК, которая пояснила — закон размыт и неясен. «Текущие формулировки закона не исключают отнесения к иностранному финансированию в том числе поступления денег по рекламным контрактам с зарубежными брендами. А зарубежные бренды рекламируют все».
Также Канаев приложил список поправок, которые объединенная редакция предлагает внести в закон об «иностранных агентах»:
- «Утверждение минимального уровня иностранного финансирования для присвоения статуса иноагента. Цель – исключить мелкие провокативные платежи. Закон об иноагентах в текущих формулировках призван «исключить влияние иностранного финансирования на информационную повестку». С этим можно быть согласным или не согласным идеологически. Но именно в этих формулировках объем иностранного финансирования должен обеспечивать реальную возможность влияния на редакционный процесс, осуществления профессиональной деятельности /реализации проектов/. В случае с ограничением иностранного участия в капиталах медиакомпаний лимит установлен на уровне 20%. Аналогично этому можно установить лимит иностранного капитала в доходе редакции в размере 20%.
- Исключение из понятия «иностранного финансирования» поступления средств по договорам на оказание рекламных услуг. Сейчас закон позволяет относить к иностранному финансированию доходы от рекламы зарубежных брендов. Топ-3 крупнейших рекламодателей на российском рынке рекламы в 2020 году – это PepsiCo, Nestle и Reckitt Benckiser — примерно одна шестая всех рекламных денег.
- Исключение из понятия «иностранное финансирование» международных премий. И доходов от продажи услуг клиентам за рубежом. Чтобы закон об иноагентах не стал фактическим запретом на экспорт интеллектуального и креативного продукта.
- Для обеспечения единообразия норм закона следует рассмотреть возможность автоматического исключения СМИ из реестра иноагентов во внесудебном и внезаявительном порядке с сокращением срока работы без иностранного финансирования до полугода. Предложение о сокращении срока связано с особенностями деловых циклов медиарынка и бюджетного процесса СМИ. Т.е. если по итогам 2 кварталов подряд или календарного полугодия (1-6, 7-12 месяцы) в отчетах в РКН от СМИ нет указания на иностранное финансирование, по инициативе РКН такое СМИ исключается из реестра иноагентов.
- Исключить связь между цитированием информации СМИ-иноагентов с соответствующей маркировкой с внесением в реестр. Решения о публикации новостей определяются не источником информации, а их общественной значимостью. Кроме того, возникает казус. Разрешено цитирование любых иностранных СМИ без последствий и ограничений. А цитирование объявленных иноагентами СМИ создает риск внесения в реестр».