Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.68
  • EUR106.08
  • OIL74.34
Поддержите нас English
  • 22046
Новости

«Родители не должны оплачивать охрану школ, у Бастрыкина перевернулась система координат». Лев Шлосберг о заявлении главы СК

Глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что причиной трагедии в казанской гимназии стало то, что родители учеников не хотели платить за охрану учебного заведения. «Школа не охранялась, хотя был договор об охране. Спрашиваю директрису: «Почему не охраняли школу?» — «Родители были против».— «Почему?» Молчит. А я-то знаю, почему — родители должны были дать деньги на охрану, они отказывались. Охраны не было, хотя договор существовал»,— заявил Бастрыкин. Примечательно, что позже информагентства дали цитату Бастрыкина в усеченном виде: «Школа не охранялась, хотя был договор об охране. <...> Охраны не было, хотя договор существовал».

Депутат Псковского областного собрания от партии «Яблоко» Лев Шлосберг рассказал The Insider, что система охраны учебных заведений в России отсутствует в принципе, но построить ее должно именно государство.



На мой взгляд, у Александра Бастрыкина перепуталась в голове система координат, причем система государственных координат. В нашей стране есть только государственное образование. Даже в частных школах люди получают дипломы и аттестаты организации, прошедшей государственную аккредитацию, то есть государство полностью контролирует всю сферу образования. В данной ситуации речь идет о школе, которая могла находиться либо в муниципальной собственности администрации Казани, либо в государственной собственности Республики Татарстан (в зависимости от того, кто является учредителем).

То есть никакой обязанности у родителей финансировать охрану учебных заведений не существует. Если внимательно почитать закон «Об образовании», который, я предполагаю, господин Бастрыкин по каким-то причинам не читал, то в разделе «Права родителей» какие-либо их обязанности, связанные с оплатой охраны, отсутствуют.

Есть стандарты финансирования образовательных организаций. Эти стандарты определяются законами регионов. Как правило, фонд оплаты труда педагогических и технических сотрудников, административно-управленческого персонала финансируется через субсидии из бюджета региона, то есть в данном случае это субсидии из государственного бюджета Республики Татарстан. Даже если школа муниципальная, фонд оплаты труда субсидируется из регионального бюджета, это общее правило в нашей стране. И в этой формуле расчета учтены все учебные и внеучебные расходы.

Скорее всего, нигде в России в эту формулу расчета не включены сотрудники, обеспечивающие безопасность учебных заведений. Школа получает через управление, комитет или министерство образования средства на оплату труда людей, связанных с учебным процессом, и не получает никаких средств, которые могли бы обеспечить найм на работу и на оказание услуг по охране. С точки зрения государства, это очевидное упущение — любое учреждение, где находятся дети, должно быть защищено. Вопрос в том, как и какие используются технические средства, люди.

Как мне представляется, трагедия в Казани, а до этого трагедия в Керчи и другие ужасные случаи — это напоминание государству о том, что за безопасность учебного процесса в учебном заведении, по сути, отвечает государство, потому что это государственный образовательный процесс.

Система управления финансированием образования должна быть изменена. У школы должна появиться бюджетная строка на охрану зданий. Есть несколько вариантов действий: во-первых, школа вправе сама принять решение о том, кто будет выполнять эту работу, тогда учебное учреждение может нанимать частную охранную фирму, и она будет охранять школу. Во-вторых, полномочия по охране школ можно передать государственной структуре, например, Росгвардии. Вы же не можете зайти ни в одно здание правительства, ни в одно здание регионального парламента и не встретить охрану на входе. Так чем жизнь чиновников, министров и депутатов дороже жизни ребенка в школе? Но тут вопрос в деньгах - кто это финансирует? По закону передавать полномочия, не обеспеченные финансами, нельзя. Я не могу предположить, чтобы российские власти приняли сейчас решение о таком финансировании силовых структур. Когда нужно принимать решение о дополнительном финансировании силовиков в связи с борьбой с протестующими, несогласными и недовольными, то средства выделяются немыслимые, но со школами так не будет.

Однозначного ответа на то, как это должно быть, нет, потому что охрана школы, охрана детского садика, охрана больницы — это достаточно высококвалифицированная работа. Охраняется не склад, не стройка, не здание с какими-то имущественными комплексами, не оборудование, а люди. Эти люди должны получать лицензию на возможность работы в учебных заведениях, и это тоже необходимо учитывать. В любом случае изначальная проблема заключается в том, что охрану учебных заведений сделали проблемой самих учебных заведений.

Получается, что родители скидываются на то, чтобы их детей не убили. Это безумно. Сама по себе система абсолютно безумна. Для государства может быть разумным любой способ решения этой задачи, но решить её должно государство. Сама по себе функция охраны школ, детских садов и больниц — это функция государственная, она не должна быть усмотрением директора школы или властей конкретного города. Бастрыкин сказал совершенно недопустимую вещь.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari