Третий кассационный суд общей юрисдикции не поддержал иск Международного Мемориала к Управлению ФСБ Республики Карелия, которое отказалось предоставить истцу копии протоколов «троек» НКВД КАССР. Международный Мемориал просил суд признать отказ незаконным и обязать УФСБ Карелии выдать копии запрашиваемых документов за плату или предоставить возможность самостоятельно сфотографировать архивные документы периода Большого террора. Представитель Международного Мемориала в суде Арсений Левинсон в разговоре с The Insider заявил, что решение суда будет обжаловано в Верховном суде. По его мнению, подлинные мотивы отказа ФСБ предоставлять копии архивных документов связаны с желанием «защитить честь чекистов».
Представитель УФСБ по республике Карелия говорил, что в документах есть данные не только реабилитированных лиц, но и сотрудников НКВД, еще в ноябре, когда рассматривалась апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции в Верховном суде республики Карелия.
Тогда представитель ответчика в возражениях на иск ссылался на положения законодательства о защите чести, доброго имени и деловой репутации. Было не понятно, к чему эти ссылки, чьи честь и достоинство он имеет в виду, пока ответчик не обмолвился: «Как же мы можем дать документы? Даже если все фигурирующие в протоколах лица реабилитированы, там ведь еще и фамилии сотрудников НКВД указаны!» То есть фактически УФСБ препятствует в получении копий документов о Большом терроре в Карелии, чтобы защитить честь и деловую репутацию сотрудников НКВД, сфальсифицировавших дела против граждан.
Сейчас в заседании суда участвовал этот же человек. Заседание продлилось всего десять минут, никто не захотел разбираться в существе дела. Меня прервали почти сразу. Представитель ФСБ говорил, что они не против доступа к архивным документам, но по закону их предоставляют только реабилитированным лицам. И суды, и ФСБ искажают содержание нормативно-правовых актов: они одну часть ведомственного акта цитируют, которая, по их мнению, подтверждает их доводы, а остальные нормативно-правовые акты просто игнорируют.
Сейчас представитель ФСБ говорил, что законодатель исходил из баланса интересов (чьих, интересно?). Якобы такие законодательные нормы были приняты для защиты персональных данных самих реабилитированных лиц, чтобы эту информацию не использовали в интересах против них. Было четко указано, что после 75 лет эти документы могут предоставляться любым пользователям архивов и уже не требуют согласия родственников. И вот сейчас они пытаются остановить открытие архива, которое в силу закона должно было произойти по истечении 75 лет. Они хотят это преодолеть каким-то извращенным истолкованием нормативных актов.
Нам остается только подать жалобу в Верховный суд, и мы это сделаем обязательно. Пока мы насчет ЕСПЧ не приняли решение, но это тоже не исключается. Мы рассчитываем на то, что в Верховном суде нашу позицию могут услышать и уже не будут избирательно применять нормы. В Верховном суде аналогичные дела уже рассматривались (но не против ФСБ и их архивов, а против Министерства обороны, которое в определенный период тоже не хотело предоставлять копии и возможность фотографирования архивных документов). Верховный суд тогда встал на сторону историков и признал, что не должно быть ограничений в возможности получения копии и фотофиксации этих документов. Мы видим, что архивы и после этого решения Верховного суда сильно открылись. Был большой проект по копированию архивных документов, касающихся Великой отечественной войны. Получить доступ к документам Минобороны об участниках Войны теперь можно элементарно. С правовой точки зрения, то же самое должно произойти и с архивами, касающимися Большого террора.