Роскомнадзор замедлил работу Twitter из-за того, что соцсеть с 2017 года «не удаляется контент, склоняющий несовершеннолетних к совершению самоубийств, содержащий детскую порнографию, а также информацию об использовании наркотических средств». Ведомство также пригрозило Twitter блокировкой, если сервис не удалит публикации с запрещенной информацией.
Руководитель организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк объяснил The Insider, с помощью каких инструментов может быть замедлена работа Twitter и как решение Роскомнадзора отразится на экономике страны.
Теоретически замедлить интернет-трафик с помощью оборудования DPI, которое разворачивается у оператора связи, по закону о суверенном рунете возможно. Как я понимаю, Роскомнадзор решил воспользоваться именно этим моментом закона, который подразумевает предотвращение угроз на информационную инфраструктуру. Под такими угрозами РКН понимает в том числе отказ от сотрудничества и от удаления материалов со стороны социальных сервисов. Оборудование DPI позволяет выделять по сигнатурам трафик, который исходит от пользователя. Если оно фиксирует направление этого трафика, то можно замедлить его скорость или полностью его ограничить. Это тоже теоретически возможно.
Фильтрация такого активного, тяжелого трафика подразумевает нагрузку на оборудование и инфраструктуру, то есть финансовые затраты, которые коммерческие структуры, операторы связи должны как-то компенсировать: либо за счет государства, за счет бюджета, либо за счет абонентов путем увеличения стоимости или отказа от безлимитных тарифов. Каждое такое замедление, тем более в том случае, если оно продолжается не день-два, а в течение длительного периода, может экономически сказаться и на интернет-бизнесе, и на пользователях из России, и на бюджете страны. Надо понимать, что каждый такой указ Роскомнадзора — это финансовое бремя для нашей экономики.
В случае полного ограничения Twitter Роскомнадзор может столкнуться с условным «Telegram-эффектом». Но тут надо понимать, какими облачными сервисами пользуется Twitter. Если он использует не только свои сервера, но и другие облачные системы, то может произойти следующее: Роскомнадзор внесет в реестр миллионы IP-адресов того же Twitter, и окажется, что это адреса крупных облачных платформ. Тогда блокировкой будут задевать еще тысячи и тысячи других ресурсов, в том числе — коммерческих, финансовых и государственных (не исключено и это).
Можно сказать, что это попытка наказать самих себя. В то же время это такой политический момент, который призван навеять ужас на другие социальные сети — Facebook и Google, чтобы они активно сотрудничали. Не уверен, что это их как-то сильно испугает. Мы не такой жирный кусок пирога, чтобы ставить на весы свою репутацию или терять часть своей прибыли.