Полиция Франции провела десятки обысков у предполагаемых радикальных исламистов. Власти считают, что они публиковали посты в поддержку 18-летнего уроженца Москвы, убившего учителя за демонстрацию карикатур на пророка Мухаммеда во время урока о свободе слова. Накануне несколько тысяч человек приняли участие в демонстрациях во Франции в память об учителе. Политолог Юрий Рубинский в разговоре с The Insider отметил, что сейчас напряженная ситуация с радикально настроенными мусульманами во Франции обостряется из-за кризиса, связанного с коронавирусом.
Демонстрация на площади Республики в Париже состоялась на том же месте, что и демонстрация в ответ на теракты в 2015 году. Участники этих демонстраций безусловно проводили параллель между тем, что тогда произошло, и тем, что произошло сейчас.
Сам по себе факт того, что учителя обезглавил 18-летний чеченец, родившийся в Москве, чудовищный. Он произошел в очень сложный и напряженный момент для самой Франции. Во-первых, это проблема иммиграции. Роль мусульманской диаспоры в самой Франции, а это миллионы людей, и каждый четвертый гражданин Франции во втором-третьем поколении имеет одного предка, родившегося за пределами страны. Все это создало напряженность. Сюда же и кризис коронавируса. И поскольку этот кризис имел социальные и экономические последствия для занятости, то все это вместе взятое резко обострило проблему сожительства с диаспорой, экстремистские элементы которой, а их немало, открыто отрицают и отвергают республиканские демократические ценности.
Это заставило сейчас президента Макрона за несколько дней до этого случая выступить с заявлением о том, что Французская Республика не может терпеть претензии части наседающих на ее граждан, в том числе имеющих гражданство Франции, о попытках навязать ей требование жить по своим законам французам, которые этого не хотят и чьи ценности являются условием своей идентичности. Он сказал о том, что те сообщества, а они концентрированы в пригородах крупных городов, в том числе Парижа, живут в своей скорлупе, и полиции там появляться небезопасно.
Поэтому президент сказал, что «мы имеем дело с сепаратистами, которые бросают вызов нашему национальному сообществу, нашей культуре, нашим ценностям, и этого мы не потерпим». А что с ними делать? Это открытый вопрос.
Во Франции исторически, особенно с конца XIX века, республиканская светская школа расценивается как оплот республики и демократии, поскольку она формирует граждан в их демократической идентичности. Есть и исламские школы, их никто не запрещает, ведь это право любого гражданина — иметь свою школу. Преподавателей в этих школах государство должно одобрить. Откуда приходят эти имамы? Это мусульманские законоведы, специалисты по исламу, которые прибывают из Северной Африки (Алжира, Туниса, Марокко), Ближнего Востока, Афганистана и так далее. Примерно 300 таких имамов каждый год прибывает. Причем содержание их курсов и преподавания абсолютно однозначны и несовместимы с французскими национальными ценностями.
Этот вопрос был поднят президентом, но тогда возникает вопрос — как их формировать? Закон 1905 года, действующий, об отделении церкви от государства запрещает государству обучать религии. В этом все дело. Сейчас говорят вполне реально о том, что приезд во Францию имамов-учителей из мусульманских стран нужно прекратить и создать условия для формирования с помощью умеренных и лояльных государству мусульманских организаций новых педагогических кадров и порядков в этих школах, которые бы не бросали вызов ценностям республики.
Причина зреет не первый год. Это проблема, идущая с середины прошлого столетия. Началась она еще в период распада колониальной французской империи, а особенно с войны в Алжире, которая длилась 7 лет и в которой участвовали сотни тысяч призывников с французской стороны. Война была очень жестокая и кровавая, а во Франции с тех пор образовалась огромная диаспора в сотни тысяч выходцев из Алжира. Они не забыли эту войну и все жестокости, которые с ней связаны. И эти воспоминания об алжирской войне живы до сих пор, даже у тех, кто является внуками тех, кто в ней участвовал.
Французские мусульмане сегодня сразу вспомнили 1961 год, когда шла война в Алжире, и тогда были массовые демонстрации рабочих мигрантов из Алжира, и с ними полиция разбиралась очень жестко, даже были жертвы. На фоне проблем с коронавирусом, ухудшающих экономические и социальные условия в стране, ухудшается положение наименее защищенных в социальном отношении, т.е. мигрантов, в частности мусульман. Все это льет масло в огонь.