Правительство внесло в Госдуму законопроект о заморозке накопительной части пенсии до 2023 года. Это означает, что накопительная часть, которая предполагает отчисление 6% от зарплаты, замораживается, а поступающие от работающих граждан обязательные взносы направляются на формирование страховой пенсии и идут на выплаты пенсионерам. Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников рассказал The Insider, в чем заключаются минусы подобной заморозки, и пояснил, почему, несмотря на усилия власти, пенсионная система России постепенно приходит к полной деградации.
Очередная заморозка накопительной пенсии никоим образом не скажется на пенсионерах, потому что с 2014 года все накопительные взносы в размере 6% поступают в страховую систему и расходуются на текущие пенсионные выплаты. Запланирована даже индексация пенсий в размере 6,3%, поэтому текущее благосостояние пенсионеров подобное решение не нарушит.
Это большой плюс и для бюджета — за счет такой заморозки до 2023 года Пенсионный фонд России сэкономит в федеральном трансферте более 660 млрд. рублей. Для наглядности могу отметить, что в этом году трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд превысил 3,2 трлн рублей, а в будущем этот показатель может превысить 4 трлн. Высвобождающиеся средства могут быть использованы для других государственных расходов.
На этом плюсы заканчиваются — дальше появляется существенный минус, связанный с отсутствием четких сроков восстановления накопительных компонентов российской пенсионной системы в той модели, которую должны были внедрить в 2021 году. Пандемия застопорила этот процесс и повысила градус неопределенности. Когда восстановится накопительный компонент пенсионной системы, неясно. Почему это важно? Тех средств, которые функционируют внутри системы (а это порядка 4 трлн рублей), крайне недостаточно для повышения страховой пенсии конкретных людей и для всей экономической системы с точки зрения формирования ее потенциала.
Кроме того, эта неопределенность плоха тем, что общий мировой тренд развития пенсионных систем — это комбинация страховых и накопительных принципов. В той же самой ОЭСР, объединяющей все развитые экономики, средний коэффициент замещения, то есть соотношение средней пенсии к средней заработной плате, составляет выше 70%, половина из которых формирует накопительный компонент пенсионной системы. У нас на сегодняшний день коэффициент замещения составляет около 30%. При этом в июле прошлого года он составлял 30,4%. Исходя из этого, можно говорить о «ползучей» деградации пенсионной системы Российской Федерации.