Власти Турции поддержали действия Азербайджана, чьи военные объявили о начале контрнаступательной операции в Нагорном Карабахе, и переложили ответственность за происходящее на Армению. По словам президента Армении, Турция не только поставляет Азербайджану технику, но и направляет военных советников и наемников. Кандидат политических наук и эксперт в области международных и турецко-российских отношений Керим Хас отмечает, что действия политической элиты Турции вызывают опасения, так как она заинтересована в продолжении и нагнетании напряжения.
Ключевым аспектом в вопросе возможной прямой военной помощи Турции Азербайджану является даже не сам факт того, действительно ли нужна такая помощь Баку. Происходящие события в Нагорном Карабахе и та роль, которую играет сегодня Анкара, наглядно демонстрируют, что политической элите Турции выгоден очередной громкий конфликт.
Эрдоган предпринимает шаги, исходя исключительно из своих личных интересов и тех политических амбиций, которые он преследует. К тому же, для предоставления военной поддержки Баку должен официально обратиться к Анкаре. Такой шаг пока представляется маловероятным. Однако неофициальная поддержка имеет место быть. Она заключается и в том, что Анкара предоставляет ощутимую скидку на некоторые предметы военной техники, которую она может продавать Баку, например, дроны. Также, после совместных учений на территории Азербайджана могут остаться как сами военные, так и техника для «последующих» совместных манёвров. Несмотря на то, что мощь азербайджанской армии в несколько раз превышает возможности армянской, такая неофициальная поддержка со стороны Турции оказывает своё влияние на ситуацию. В то же время Баку нуждается не столько в военной помощи Анкары, сколько в том, чтобы Кремль не вмешался в конфликт.
Новым важным аспектом азербайджано-армянских столкновений является то, что в последнее время участились слухи о переброске так называемых «прокси сил» Эрдогана из одних горячих точек (Сирии или Ливии) на территорию Нагорного Карабаха. Примечательно, что официальная Анкара никак убедительно не опровергает появляющиеся в СМИ и интернете различные видео и фото материалы. Всем известно существование так называемого «джихадистского экспресса», который курсирует между Сирией и Ливией и откровенно финансово подпитывается с территории Турции. Нагорных Карабах, если сообщения соответствуют действительности, возможно, станет третьей остановкой этого экспресса — а это не может не беспокоить Москву. Ведь боевики, с которыми Россия борется «на дальних подступах», благодаря действиям Анкары, если эти новости верны, приближаются все ближе к южным границам страны. В то же время «проводником» этого экспресса в глазах Кремля может выступать сам Эрдоган, чья риторика в последнее время подтверждает намерения всеми силами (включая военные) поддержать Азербайджан в нынешнем конфликте. На этом фоне разгорающаяся пропаганда в турецких СМИ ведёт не завуалированную, а открытую войну.
Что касается возможного вмешательства России в события, то, скорее всего, оно не случится до того момента, пока ситуация не станет выходить из-под контроля и установленных Москвой для себя «границ». Несмотря на это, косвенная российская поддержка Армении в виде военно-политических и союзнических отношений, ментальной и психологической, безусловно, есть. Баку и Анкара не нуждаются в дополнительных заявлениях Кремля, чтобы понять, что Москва поддержит Ереван в случае необходимости. С другой стороны, Россия не заинтересована в потере такого партнера и важного игрока на южном Кавказе, как Азербайджан. И тем более не заинтересована в том, чтобы позиции Турции там укреплялись. Все эти факторы являются сдерживающими для президента Азербайджана Ильхама Алиева, как бы ни подстрекала Анкара к более активным действиям. С другой стороны, нельзя забывать и о том, что Москва не слишком довольна Пашиняном и его движением в сторону Запада. Представляется, что Кремль не станет рисковать отношениями ни с одной из участниц конфликта и постарается вывести его в русло, когда ещё возможно сесть за стол переговоров.
Остаётся открытым вопрос, поддержит ли Россия Армению в рамках ОДКБ. В этом случае можно предположить, что Турция тем или иным образом вмешается в конфликт на стороне Азербайджана, и тогда конфликт перерастёт в нечто большее. Сможет ли в этом случае Анкара, являясь участником НАТО, проводить столь агрессивную политику и против Москвы? Ведь, естественно, последует реакция со стороны Кремля.
Не стоит сбрасывать со счетов и то достаточно хрупкое сотрудничество, которое на протяжении последних лет наблюдается между Турцией и Россией. Несмотря на все заявления и действия Анкары, прежде всего политическое руководство Турции находится в зависимости от Москвы, ведь в случае одного неосторожного движения Кремль раскрывает все карты и козыри, которые держит «в рукаве» и Анкара вынуждена принимать столь двусмысленные решения, как, например, покупка российских С-400. Подобное уже происходило после кризиса в Сирии, когда в ноябре 2015 года был сбит российский Су-24. Тогда военное ведомство РФ незамедлительно продемонстрировало пути «джихадистских экспрессов», заявило о причастности семьи Эрдогана к незаконной торговле нефтью.
Региональная война, которая может развиться из-за малейшего просчета, может иметь сильнейшие негативные последствия как для Армении и Азербайджана, так и для турецко-российских отношений. Несмотря на то, что сегодня вариант эскалации конфликта до степени крупномасштабной военной конфронтации представляется не столь вероятным, действия политической элиты Турции вызывают опасения, так как она в той или иной степени заинтересована в продолжении и нагнетании напряжения.