Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD75.68
  • EUR90.54
  • OIL66.38
  • 732
Новости

"Изменения закона об экстремизме - задел для будущих репрессий против регионов и граждан" - юрист

Госдума разработала законопроект о приравнивании отчуждения территорий России к экстремистской деятельности.  Разработано три проекта с изменениями в УК, УПК и КОАП. Согласно изменениям в законодательство, срок лишения свободы за нарушение территориальной целостности России может составить от 6 до 10 лет. За публичные призывы к нарушению территориальной целостности стран предлагается лишать свободы на срок до 4 лет. Административные штрафы за призывы к нарушению территориальной целостности могут составить до 300 тысяч рублей.

Координатор «Правозащиты Открытки», юрист Алексей Прянишников рассказал The Insider, как репрессивный аппарат государства сможет использовать изменения законодательства и против кого они направлены.

Разработанный законопроект пока только предлагает внести изменения в определения понятие экстремистской деятельности. Его уточнили и добавили туда деятельностью по нарушению территориальной целостности. Разумеется, есть ожидания, что это будет использовано для репрессий.

Достаточно вспомнить, как появилась статья 280.1 в Уголовном кодексе, которая касалась именно призывов к деятельности. Она вступила в действие весной 2014 года, а в июле её уже несколько поменяли и ужесточили. Я думаю, что у новой статьи - 280.2 - тоже есть репрессивные цели. Я себе слабо представляю, как какая-то внешняя сила начнет менять границы нашей страны без нашего согласия. Китай любит трактовать в свою пользу неопределенности границ, но я не думаю, что тут стоит ждать от какого-то внешнего врага действий по нарушению территориальной целостности. Вся эта статья нацелена на внутреннее применение.

Пока точно непонятно, зачем эту статью в УК вообще вносить. Чтобы наказывать собственных граждан, вполне достаточно статьи 280.1, если речь идет именно о призывах. Я не понимаю, кто в силах попытаться изменить границы РФ, чтобы за это действие его можно было наказать. Я вижу в этом прежде всего попытку застраховаться от сепаратизма в субъектах федерации и недовольства регионов действиями федеральных властей, а также ввести дополнительный репрессивный механизм.

Не исключаю, что это такая попытка припугнуть какие-то силы, которые могут возникнуть ввиду того, что называют центробежными тенденциями. Если вспомнить 1991-1993 года (когда был так называемый «Парад суверенитетов»), тогда национальные республики, в частности, Тува и Татарстан, заявили о некоем желании покинуть состав федерации. Возможно, изменения в законодательство вносятся на упреждение таких вот центробежных тенденций. Вполне могут возникать какие-то группы людей, недовольных действиями федерального центра, которые могут начать призывать или предпринимать действия организационного характера, чтобы поменять границы.

На днях звучали заявления, что нужно инициировать проведение референдумов о присоединении так называемых ДНР и ЛНР к Российской Федерации. В последнее время присутствует риторика о том, что неплохо бы вообще восстановить границы России в том виде, в каком они были на 1945 год. Я надеюсь, что не произойдет никаких референдумов, и никаких Донецков с Лугансками к нам присоединять не будут, но ведь это же может закладываться на будущее. А если вдруг присоединят по той же схеме, как это было с Крымом, после которого ввели 280.1, чтобы люди в соцсетях не подвергали сомнениями территориальную принадлежность полуострова? Власти вполне могут так изменять законодательство, чтобы защитить свою деятельность по собиранию земель. Могут провести референдумы о присоединении чужих территорий и затем, чтобы эти территории не стремились назад, ввести такой вот рычаг в виде уголовной ответственности.

Изменений в Конституцию внесли много разных, но сейчас первым делом стремятся закрепить на уровне федеральных законов всевозможные репрессивные нормы.

Я не исключаю, что сейчас каким-то образом пытаются переформатировать всю систему власти. И вслед за этими поправками будет предпринято наступление на муниципальную власть, на органы местного самоуправления городов, районов - то есть тех, кто существует внутри субъектов федерации. Там сделали такую хитрую формулировку, что все эти уровни власти входят в «единую систему публичной власти», но по сути, это попытка ее полной централизации.

Сейчас у нас формально местное самоуправление имеет определенную автономию, хотя бы на бумаге. Понятно, что этой автономии нет, потому что все возможные выборы пронизаны кандидатами от действующей власти, либо кандидатами, которые имитирую оппозицию, но хотя бы юридически этот уровень самоуправления отделен от федеральной власти и уровня власти субъектов федерации. Сейчас вот с этим отнесением к «единой системе публичной власти» вполне могут уменьшить объем полномочий местной власти, и как следствие заработают новые репрессивные нормы, чтобы люди на местах не пытались добиваться большей автономии для самоуправления.

Я думаю, что нас также ждут какие-то жесткие законы в связи с новой нормой Конституции касательно памяти и подвигов предков, искажения истории, роли Советского Союза в мировых процессах и так далее. Хоть историю искажают сами власти, я думаю, что это не помешает им ужесточить законодательство в этой области. Мы уже видим попытку пресекать распространение какой-то альтернативной информации на тему Второй мировой войны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari