Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD78.67
  • EUR91.48
  • OIL42.54
Новости

«Это уничтожение остатков свободомыслия» — проект реформы МГУ насторожил экспертов и активистов

Виктор Садовничий анонсировал крупнейшую реформу в истории МГУ: все 42 факультета реорганизуют в 16 научных школ. Студенты будут поступать в одну из школ, а не на факультет. На первом курсе обучающиеся получат возможность выбора дисциплин, а на третьем — выбора кафедр и лабораторий с разных факультетов внутри своего направления. Деканы факультетов станут руководителями направлений, а во главе каждой из будет назначен новый декан. Экспертов и университетских активистов эта реформа застала врасплох, она предварительно ни с кем не обсуждалась, а некоторые ее элементы могут существенно ограничить уровень академических свобод.

Александра, активист Инициативной группы МГУ

В текущем виде реформа не сможет способствовать оптимизации бюрократического аппарата. В выигрыше окажутся созданные за последние двадцать лет околонаучные факультеты с приоритетом платных мест. Пострадавшими от «реформы» станут старые факультеты и кафедры, на которых еще сохранились хоть сколько-нибудь живые научные школы. Создание школ приведет к усилению бюрократизации, а также поставит под угрозу университетское самоуправление. Любые структурные изменения в университете должны проходить после полноценного обсуждения со всеми студентами и преподавателями.

Андраник Арутюнов, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность»

Виктор Антонович решил пойти по стопам МФТИ, ректора Высшей школы экономики и многих других вузов. Он собирается создать некую новую структуру в виде школ, которые будут объединять факультеты. Непонятен смысл данного действия. Непонятно, из каких учебных или научных потребностей следует это решение.

Если основания полагать, что смысл этого действия — выстраивание в Московском университете жесткой вертикали власти. Видимо, Садовничему надоело, что деканы по-прежнему позволяют себе некоторую самостоятельность, и он решил навести порядок. Есть статья Трудового кодекса, которая фиксирует, что деканы должны быть обязательно выбраны, а для новой должности директора школы такого требования в законодательстве не прописано. Поэтому руководители университетов совершенно умышленно убирают факультеты и создают школы. Они по-разному называются — где-то институтами, где-то школами.

Деканы должны выбираться, а для новой должности «директора школы» такого требования не прописано

В МГУ они, как им кажется, создают школу, которая объединяет все факультеты. Факультеты структурно продолжают существовать, но они, как правило, утрачивают свои полномочия. Судя по полученным планам руководства Московского университета, они планируют перенести прием абитуриентов на уровень школы. Кто контролирует прием студентов, тот во многом контролирует практически всю учебную жизнь факультета. Это право делало факультет самостоятельным и независимым.

Это пока не было озвучено, но, думаю, прежде всего финансирование также перенесется с уровня факультетов на уровень школ. Это приведет к тому, что факультет как бы будет, будет висеть табличка: «Математический факультет», но реальных полномочий у этих структур не будет, они будут фиктивными.

Садовничий за многие годы своей работы создавал много сомнительных «факультетов». Чего стоит «Факультет глобальных процессов». На подобных факультетах учится очень мало людей, и ходят слухи, что они создавались для конкретных людей, чтобы «хорошему человеку сделать приятно и назначить его деканом какой-нибудь фигни».

Я не исключаю, что одной из мотиваций нынешней реформы стало то, что Садовничий и руководство МГУ наплодило огромное количество факультетов, и с ними стало сложно работать. Но основная, я уверен, — выстраивание вертикали власти. Это все — реакция руководства университета на остатки свободомыслия, которые в Московском университете есть. Еще одна причина в том, что факультетами чаще всего руководили люди достаточно самостоятельные, большие ученые, которые имели какое-то свое мнение: декан биологического факультета, декан ВМК и так далее. Это неудобно.

То, что они решили это затеять сейчас, когда действует режим самоизоляции, я думаю, неслучайно. Наверняка у руководства МГУ было желание сделать все под шумок. Ведь онлайн-обсуждения — это не митинги.

Подковерные игры велись давно. Но коронавирус, может быть, на год ускорил процесс реформирования университета. Я думаю, Садовничий давно это все задумал. Это стандартный, хоть и ненормальный процесс, который проходит во всех российских университетах. В МГУ он скорее опаздывает, потому что почти во всех университетах ломка внутренней демократической структуры давно произошла. В МГУ она произошла неявным образом, а теперь они решили это зафиксировать.

Константин Зискин, заведующий отделом Центра стратегии развития образования МГУ

Через объединение в более крупные структуры хотят достичь оптимизации — с одной стороны. А с другой — есть стремление к тому, чтобы университет отвечал современным подходам к образованию. МГУ остается ведущим вузом страны, но у него все равно сложная структура, которая не совсем этим потребностям — то есть междисциплинарным сферам и soft skills — отвечает. В вузах, которые у нас считаются инновационными, процесс изменения этой факультетской структуры в них уже идет — это Высшая школа экономики, МФТИ, Томский госуниверситет.

Да, изначально декан — это выборная должность, а теперь предлагается руководителей научных школ назначать, но это как с губернаторами у нас. Конечно, выборность является защитным механизмом от жесткой вертикали, но, если быть реалистами, все деканы достаточно зависимы. Выбирай — не выбирай, а у кого деньги — тот и управляет. Я не думаю, что это радикально отразится на академических свободах, потому что в целом академическая свобода — это наша точка роста. И понятно, что управлять сложнее, когда у тебя много факультетов, но не столько потому, что деканы выбранные, а потому, что это очень усложненная структура.

Несмотря на то, что МГУ — структура государственная и очень зависимая от государства, я, как сотрудник МГУ, могу сказать, что академическая свобода мнения здесь гораздо более ощутима, чем в той же Высшей школе экономики. Я значительно более свободен в своих высказываниях и комментариях, чем сотрудники ВШЭ — вспомним хотя бы историю вокруг Гасана Гусейнова.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ

Несомненно, риски есть, и под угрозой в первую очередь независимость нынешних факультетов, составление учебных планов, формирование стратегии приема студентов и выборность деканов. Законодатели когда-то утвердили норму, что ректор МГУ — это не выборная должность, а назначаемая. В каком-то смысле автономия, в том числе неакадемическая, была подорвала этими назначениями. Сейчас есть риск того, что и выборность деканов может быть отменена. Теперь это не деканы, а фактически — руководители научных школ.

Под угрозой академические свободы, связанные с программами образования, преподавания, с выбором учебников, методических материалов, разработкой самостоятельных учебников, утверждением самостоятельных стандартов, которые МГУ имеет право самостоятельно утверждать своими учеными советами. На каком уровне останутся ученые советы? То, какие полномочия им будут переданы, играет ключевую роль. В первую очередь, академическая автономия связана с полномочиями ученых советов.

Под угрозой академические свободы, связанные с программами образования, преподавания, с выбором учебников

Пока никаких подробных документов и обстоятельно изложенной стратегии мы не имеем. Более того, работники Московского государственного университета обеспокоены ситуацией, потому что тоже не имеют полной, прозрачной и ценной информации об этой реформе. Высказаны только основные направления и принципы.

В процессе обсуждения вопросы академической свободы, установления стандартов, работы ученых советов, правила зачисления и отчисления должны быть поставлены во главу угла, потому что это связано с университетским самоуправлением. И хочется верить, что при такой серьезной модернизации в одном из крупнейших вузов мира, все международные и принципы академической автономии будут соблюдены.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari