Православные пасхальные праздники в России пройдут в разгар пандемии коронавируса, когда в большинстве регионов России введен режим всеобщей изоляции. По данным РБК, в 43 из 85 регионов России храмы на Пасху будут открыты.
РПЦ рекомендует верующим оставаться дома. Юридически церкви должны подчиняться требованиям местных властей. По факту решения о формате служб принимают отдельные епархии. Как заявил в разговоре с The Insider старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко, в итоге вся ответственность в любом случае ложится на граждан, а не на церковь.
Самым «чистым» с юридической точки зрения механизмом ограничений мог бы стать режим чрезвычайной ситуации, но государство пошло иным путем. С юридической точки зрения ограничения, которые сейчас вводятся, выглядят так. В Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1 апреля были внесены изменения. И теперь правительство может утверждать правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
По этим правилам ограничения и запреты являются обязательными к исполнению, в том числе и те, которые установлены региональными властями. За нарушение указанных правил введена административная ответственность.
Насколько использование такой бланкетной (отсылочной) структуры правомерно, вопрос открытый. Ведь ограничения прав граждан должны устанавливаться федеральным законом. А сейчас ограничения вводить разрешили властям субъектов федерации. Поэтому важен характер таких ограничений.
Уже упомянутый закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» позволяет ограничивать доступ людей на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации. Теоретически такой территорией можно считать и храм. При этом на федеральном уровне никакие ограничения для работы религиозных организаций не установлены.
На уровне субъектов федерации характер таких ограничений может быть разным. Например, в Санкт-Петербурге до 30 апреля запрещено посещение гражданами объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением служителей и религиозного персонала. Это значит, что в случае посещения храма гражданин будет привлечен к административной ответственности.
Важно, что сама деятельность религиозных организаций не запрещена. Поэтому у них нет обязанности препятствовать доступу в храм со стороны граждан, закрывать наглухо двери и т.д. Юридически вся ответственность лежит на гражданах.
Что касается правовых актов главных санитарных врачей, то эти акты не могут устанавливать ограничения доступа в какие-либо организации. Однако они могут содержать обязательные к исполнению требования о выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, например, требования о карантине. За нарушение данных требований отдельно предусмотрена административная ответственность.