Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.13
  • EUR98.71
  • OIL89.58
Поддержите нас English
  • 3162
Новости

"Если новый министр здравоохранения не решит проблему недофинансирования первичного звена, его ждет такая же всеобщая нелюбовь, как и Скворцову" - академик Колесников

Президент Владимир Путин назначил новых министров и изменил структуру правительства. Портфель в сфере здравоохранения получил Михаил Мурашко. Бывший министр здравоохранения — Вероника Скворцова, по информации источников СМИ, будет назначена руководителем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, которая вместе с Федеральным медико-биологическим агентством перейдет из-под подчинения Минздраву под прямой контроль правительства.

Академик РАН, член президиума РАМН Сергей Колесников рассказал The Insider о новом министре здравоохранения и главных задачах, которые ему предстоит решить на этом посту.

Мурашко сделал заметную карьеру от руководителя здравоохранения региона до руководителя обзорного ведомства, Росздравнадзора. Это серьезное ведомство, которое занимается всей сферой здравоохранения, а также фармацевтическим и лекарственным обеспечением. Он хорошо информированный человек, очень профессиональный, не гнушается работы с общественностью, у него есть хороший опыт работы с общественным советом при Росздравнадзоре. Он часто выступает на конференциях и не скрывает своих точек зрения, что представляется важным, учитывая, что это вызывало недовольство у некоторых руководителей. Из-за этого его очень долго держали в статусе исполняющего обязанности.

Задачи, которые сейчас стоят перед министром здравоохранения, достаточно простые: наладить финансирование и сбалансировать систему — звенья первичной помощи (которая сейчас находится в загоне) и высокотехнологичную медицину (которая развивается более или менее неплохо).

Финансирование важно, потому что отрасль здравоохранения финансируется недостаточно — и в цифрах валового внутреннего продукта, и в абсолютных цифрах. По финансированию этой отрасли Россия входит лишь в сотню держав, поэтому получить динамичное развитие здравоохранения сейчас невозможно.

Проблемы балансировки системы заключаются в том, что многие вопросы не зависят от министра здравоохранения. Например, транспортная инфраструктура — она от него не зависит. В нашей большой и великой стране доехать до медицинского пункта порой бывает достаточно сложно. От этого зависит смертность, но построить дороги вне его полномочий. Демография — это вообще не медицинская проблема. От медицины зависит младенческая смертность и отчасти уход за больными. Оба эти фактора по критериям ВОЗ влияют на одну десятую часть демографических вопросов.

Но в рамках своих компетенций министр здравоохранения две упомянутые задачи может решать. Первое, что надо сделать, не 100 млрд рублей в год выделять для первичного медицинского звена, а как минимум 300–400 млрд рублей. Второе — подготовка кадров для первичного звена, это так называемые семейные врачи или врачи общего профиля, которые должны уметь ставить диагноз, профилактировать, заниматься пропагандой и внедрением здорового образа жизни и так далее. Это серьезнейшая вещь, которой у нас пока уделяется не очень большое внимание. Кроме того, необходимо переоснащение первичного звена здравоохранения, чтобы врач не стетоскопом ставил диагноз, а имел хотя бы минимальное оснащение в своем фельдшерско-акушерском пункте или участковой больнице. Также необходимо обеспечение медицинским транспортом, которого у нас тоже, к сожалению, нет. Сейчас эта обязанность возложена на дефицитные по бюджету регионы, и это, на мой взгляд, ошибка. Нужно и выравнивание зарплат по медицинскому персоналу, потому что еще советский опыт показывает, что люди едут туда, где большая зарплата. И это показывает опыт рыночной, то есть базарной нашей экономики — люди едут туда, где лучше. Соответственно, если мы хотим, чтобы на Дальнем Востоке, в Сибири, на удаленных территориях были врачи или учителя, мы должны установить там зарплату в два раза больше, чем в Москве, а не наоборот, как сейчас. Вот эти очевидные на первый взгляд вещи и предстоит сделать новому министру. И если он не справится, его постигнет участь такой же нелюбви, которая была к Скворцовой.

Что касается нового назначения Вероники Игоревны, то раз она согласилась, значит и дальше хочет служить системе здравоохранения. Дело в том, что у нас надзорные ведомства давно пора было выделить в отдельную структуру, которая никому не подчиняется, никаким отдельным ведомствам, и прямое руководство Росздравнадзором и ФМБА со стороны правительства — правильная вещь. Будем надеяться, учитывая довольно серьезный опыт Скворцовой, что она сможет влиять на улучшение ситуации в сфере здравоохранения. Её много критиковали, и для неё это может стать основанием для того, чтобы контролировать происходящее в Министерстве здравоохранения. Прослеживаете последовательная такая политика: сначала из-под подчинения Минздраву убрали Роспотребнадзор, теперь Росздравнадзор. На мой взгляд, это правильно, потому что не могут подчиняться министерству ведомства, которые это же министерство контролирует.

Что касается перехода Федерального медико-биологического агентства под прямой контроль правительства, то дело в том, что исторически ФМБА — это третье главное управление Минздрава Советского Союза, которое занималось секретными предприятиями оборонной промышленности и особо опасными предприятиями, оно всегда было не сильно подотчетно Минздраву.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari