Конституционный суд постановил, что власти регионов не имеют права произвольно ограничивать места проведения уличных акций, а также запрещать проведение митингов из-за помех работе транспорта или каких-либо организаций. Об этом сообщается в постановлении КС.
Как постановил суд, компетентные органы обязаны обеспечить реализацию прав граждан, а не «пытаться под любым предлогом изыскать причины, оправдывающие невозможность реализации права на организацию и проведение публичных мероприятий в указанном в уведомлении формате».
«Реагирование публичной власти на подготовку и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и во всяком случае — вне зависимости от политических взглядов их инициаторов и участников — нацеленным на обеспечение необходимых условий (как на уровне законодательного регулирования, так и в правоприменительной деятельности) для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний, в том числе путем выработки четких правил их организации и проведения, не выходящих за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан в демократическом правовом государстве», — говорится в решении КС.
Как постановил Конституционный суд, создание помех работе транспорта, затруднение доступа к объектам социальной инфраструктуры и прочие издержки сами по себе не могут служить причиной для отказа в проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов.
Это решение Конституционный суд принял по жалобе Марины Седовой и Веры Терешонковой из Сыктывкара, которым запретили провести уличные акции. Седова и Терешонкова оспаривали областные законы Коми, которые запрещают массовые мероприятия в радиусе 50 метров от входов в здания, которые занимают органы власти, а также на Стефановской площади. Терешонкова хотела провести на Стефановской площади заупокойный молебен в память о жертвах «Большого террора» 1937–1938 годов, а Седова планировала протестный митинг против плохой работы общественного транспорта у мэрии. По решению КС их дела теперь должны быть пересмотрены и они имеют право добиваться компенсации ущерба.