В аэропорту Рощино в Тюмени совершил аварийную посадку пассажирский самолет Superjet 100, у которого отказал один из двигателей. Независимый авиационный эксперт Вадим Лукашевич рассказал The Insider, что это расчетный случай, и нет никаких оснований для панических утверждений о непригодности этих самолетов.
Отказ одного из двух двигателей — это очень сложная и экстраординарная ситуация, прямая предпосылка к тяжелым последствиям. Но надо иметь в виду, что любой двухдвигательный самолет по нормам летной годности, по которым он проектируется, предусматривает посадку с одним отказавшим двигателем. Это расчетный случай, и летчиков, естественно, обучают аварийной посадке с одним двигателем.
В этой ситуации главное, чтобы летчики не совершили ошибок. Вспомним случай с посадкой самолета A321 «Уральских авиалиний» на кукурузном поле. Летчики — герои, но весь их героизм на самом деле заключается в том, что они ничего не сделали неправильно.
И здесь то же самое. Что произошло? После взлета отказывает один двигатель, и самолет полтора часа летает на одном двигателе, вырабатывая топливо, чтобы снизить посадочную массу, после чего совершает посадку. И все нормально. Люди не пострадали, самолет не пострадал. Случилось то, что должно было случиться.
Если мы купили автомобиль и у него лопнуло колесо, нельзя говорить, что это ненадежный автомобиль. У нас на этот случай есть запаска. Но к «Суперджету» у нас настолько пристальное внимание, что сразу все говорят: «Вот теперь точно на нем летать нельзя».
Двигатели отказывают у всех самолетов. 26 мая этого года в Санкт-Петербурге сел А330, у Боинга-737 последняя аварийная посадка с отказавшим двигателем была во Внуково в мае прошлого года. И это только у нас, а по всему миру посадки на одном двигателе происходят регулярно. А у «Суперджета» с 2012 года это первый случай отказа двигателя. При этом мы этот самолет критикуем за то, что в нем «мало нашего», так вот, двигатель у него тоже «не наш», а французский отечественной сборки.
Можно вспомнить катастрофу в Шереметьево, где 41 человек сгорел заживо. Тогда говорили, что молния не должна вызывать такие последствия. Но тут же выяснилось, что в «Суперджет» молния попадала 51 раз без последствий, а здесь экипаж запаниковал, запросил экстренную посадку и пошел на посадку с превышением посадочной массы.
В случае с сегодняшней посадкой я не вижу каких-то серьезных проблем. Надо разбираться, что случилось и почему. Просто с этим самолетом мы уже привыкли к тому, что любой чих и все — «караул, летать нельзя, летающий гроб».
Кстати, хочу обратить внимание на то, что посадку в кукурузном поле совершил самолет «Уральских авиалиний», а сейчас — авиакомпания «Ямал». Мы-то думали, что у нас совсем все плохо в регионах с авиацией, с летным составом, с квалификацией, а в Москве еще худо-бедно. А выясняется, что региональные авиакомпании радуют, а последний тяжелый инцидент был как раз с «Аэрофлотом».