«Газпром» попросил Минэнерго определить случаи, когда можно использовать суда под иностранными флагами для проведения определенных технических операций в Арктике. С 1 января 2019 года в России действуют поправки в Кодекс торгового мореплавания, запрещающие использовать суда под иностранным флагом для перевозки грузов (в том числе нефти, газа и угля) в Арктике по Северному морскому пути, а также вести каботаж. Эти меры были приняты Минпромторгом для поддержки российского судостроения. «Газпром» просит Минэнерго об исключениях из этого правила в тех случаях, когда нужный типа судна под российским флагом отсутствует вовсе.
О том, как запрет на использование иностранного флота помогает развитию отечественного судостроения, а также особенностях морских работ в Арктике The Insider рассказал профессор Российского университета транспорта, эксперт Центра по морскому праву Василий Гуцуляк.
Работа в Арктике – это работа в очень тяжелых условиях, которая предъявляет особые требования как к устройству судов, так и к их эксплуатаци. Суда, которые работают на Севере, должны соответствовать Полярному кодексу < Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах - The Insider>, который устанавливает требования, касающиеся устройства кораблей и уровня квалификации экипажей. Самое главное из них состоит в том, что работающие в Арктике корабли должны иметь повышенный ледовый класс - показатель, который определяет способность судна находиться в море в зависимости от тяжести ледовых условий. Плавание не соответствующих классу судов в этих акваториях не допускаются.
Если говорить о том, какие страны лидируют в строительстве такого рода кораблей, то на первое место следует поставить Южную Корею. Эта страна сегодня лидирует в области судостроения - в частности, в строительстве судов для работы в Арктике. Это ориентир в том числе и для России, которая, кстати, заказывала у корейцев подобные корабли через Совкомфлот. Говоря об освоении Арктики, нельзя не упомянуть и еще одного ведущего игрока - Китай, который проявляет неподдельный интерес в этом регионе, выражающийся в том числе в том, что его суда занимают наибольший удельный вес в полярном судоходстве.
Что же касается России, у страны тоже есть определенные ресурсы для судоходства в регионе. В первую очередь, это выражается в создании Российского международного реестра судов, которые ходят под иностранными флагами, но не теряют правовой связи с Россией. Этот своеобразный компромисс был найден в то время, когда усилилось бегство российских судовых агентств под иностранные так называемые «удобные флаги». Смысл удобства иностранного флага в том, что судовладелец может зарегистрировать судно, например, под монгольским флагом (и пусть даже Монголия является внутриконтинентальным государством) и выплачивать только символические по размеру налоги. Сейчас в этот реестр входят лишь граждане России, хотя компании давно просят открыть его для иностранцев, а многие судовладельцы отзываются об этом списке нелестно. Думаю, с этим связаны и обоснованные тревоги «Газпрома», который обратился с такой просьбой.
С созданием отечественного арктического флота есть одна деликатная проблема, которая состоит в борьбе двух направлений. Первое заключается в осознании необходимости развивать свой флот, строить собственные суда, вкладывать в это средства. Второе - противоположное - состоит в убежденности, что в экономике есть много других дыр, и средства нужно вкладывать совершенно в другие отрасли, а что касается флота, то можно воспользоваться судами под иностранным флагом.
Общеизвестно, что Советский Союз обладал огромным флотом, но после его развала эти позиции были безвозвратно утеряны. Флот, который сегодня ходит под флагом России, довольно скромен, если не считать скрытых российских судовладельцев, о которых было сказано выше. Новороссийское пароходство, Балтийское пароходство, Дальневосточное пароходство, Камчатское пароходство - это лишь те названия, которые были на слуху во всем мире. Сейчас их заменил Совкомфлот, который поглотил их остатки и является крупнейшим игроком. Вот и весь отечественный флот, который, впрочем, большей частью также зарегистрирован в иностранных юрисдикциях.