Следователи возбудили уголовное дело о воспрепятствовании деятельности избирательных комиссий по факту проведения несогласованного митинга около здания Мосгоризбиркома. При этом глава МГИК Валентин Горбунов ранее сам заявлял, что в этот день комиссия не работала: «Вчера у МГИКа был пикет, но это чистая провокация. В воскресенье МГИК не работает. Они с таким же успехом могли в воскресенье прийти на какую-нибудь фабрику, которая в воскресенье не работает».
По мнению руководителя Международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова, теперь некоторым участникам акции 14 июля нужно ожидать звонков, задержаний, допросов, обысков. The Insider поговорил с юристами, которые оценили правовые основания для возбуждения этого дела и рассказали, чем может обернуться для активистов новое уголовное преследование:
Глава юридической службы «Апологии протеста» Алексей Глухов
Это статья достаточно редкая, а дело сомнительное: не совсем понятно, как можно воспрепятствовать деятельности избирательной комиссии, которая была закрыта в воскресенье.
Скорее всего, в этой статье речь идет о части второй, пункте В - «группе лиц по предварительному сговору». Она наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. То есть это преступление средней тяжести, что не исключает задержания и избрания меры пресечения.
Я уверен, что силовики мониторили социальные сети, в первую очередь, наиболее активных участников и инициаторов протестных акций - независимых кандидатов, которые не были допущены к выборам в Мосгордуму. В общем, первый шорт-лист, кому уголовное дело может угрожать, это активные участники: те, кто выступали, призывали, вели различные протестные паблики в этот день.
Юрист «Апологии протеста» Александр Передрук:
Возбуждение такого рода дел имеет цель создать «охлаждающий эффект», в том числе накануне анонсированной акции протеста у здании мэрии. Задача - сделать так, чтобы граждане отказались от участия в протестных мероприятиях. Эффект от такого заявления усиливается из-за большого числа арестов, которые происходили на несогласованных мероприятиях.
При этом не очень понятно, как конкретно участники акции могли воспрепятствовать работе избирательной комиссии. Речь идет о том, что на акцию в Новопушкинском сквере пришло около 1000 человек, они направились к зданию Мосгоризбиркома, и вот их нахождение у избирательной комиссии и повлияло на состав преступления. Здесь возникает очевидный вопрос: а работала ли в тот день - воскресенье - вообще избирательная комиссия?
Была ли акция согласованной или нет - это отдельная тема. Насколько я знаю, акция была спонтанной, что тоже придает ей особый характер (в некоторых случаях просто невозможно провести публичное мероприятие, ожидая согласования: это будет уже бессмысленно и поздно). Нужно понимать, что свобода собраний наряду с другими фундаментальными правами человека имеет особое значение: это конституционное право, которое необходимо для того, чтобы поддерживать демократию и плюрализм мнений. Тот факт, что люди пришли высказать свое мнение и вели себя мирно, никому не угрожали, а их привлекут не просто к ответственности, а к такой интрузивной мере - уголовной санкции - это абсолютно несоразмерное и непропорциональное вмешательство в право, которое охраняется Конституцией.
Адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Андрей Лепехин:
На мой взгляд, преследовать могут всех, кто принимал участие, а вот до митинга преследовать могут его организаторов и агитаторов за него. Теоретически уголовное преследование может угрожать всем. В Челябинске в отношении всех участников митинга 5 мая 2018 возбудили дело по части 2 ст. 213 и расследуют до сих пор.
Напомним, 14 июля в центре Москвы прошла акция протеста, на которую вышли более тысячи человек. Собравшиеся дошли до здания мэрии, где незарегистрированный кандидат на выборы в Мосгордуму Иван Жданов анонсировал митинг 20 июля и призвал избирателей выходить на акции каждый день. После этого толпа двинулась к зданию Мосгоризбиркома. Когда протестующие начали устанавливать у Мосгоризбиркома палатки, полиция стала задерживать людей.