Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.95
  • EUR110.48
  • OIL73.39
Поддержите нас English
  • 266
Новости

«Военные договорились с Саудовской Аравией, Запад в растерянности» — что происходит в Судане после переворота

Глава переходного военного совета Судана Абдельфаттах аль-Бурхан объявил о начале формирования временного правительства. Он также призвал провести в стране всеобщие выборы в течение девяти месяцев. Аль-Бурхан добавил, что военный совет «передаст власть тому, кого выберет народ». Это заявление прозвучало после того, как суданская армия приступила к разгону палаточного лагеря у зданий Минобороны в центре Хартума. Активно применялось огнестрельное оружие. Число погибших в результате разгона палаточного лагеря достигло 60 человек, сотни получили ранения.

Военный переворот в Судане произошел 11 апреля на фоне массовых протестов. Президент Омар аль-Башир был отстранен от власти и арестован. Власть в свои руки взял военный совет, который пообещал в течение двух лет передать руководство в руки избранных властей. Заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец рассказал The Insider, готовы ли военные уступить требованиям протестующих и есть ли у оппозиции шансы победить на выборах традиционные суданские партии.

Объявление о формировании временного правительства — это попытка военных сохранить статус-кво, институционализировать свое правление. Временное правительство — это не демократический институт. Но привлечение в него представителей отдельных партий (вероятно, «традиционных» — «Уммы» <умеренная исламская центристская партия>, Юнионистской <правоцентристская партия — The Insider>) и технократов позволит военным снять с себя часть ответственности, при этом сохранив за собой ключевые решения. И готовиться к проведению выборов в конце года по собственному сценарию.

В целом силовой разгон показал, что худшие опасения «Сил декларации за свободу и перемены» (СДСП) <объединение оппозиционных партий Судана — The Insider> подтвердились: Переходный военный совет (ПВС) — это, по сути, старый военно-исламистский режим, но в новом обличии, а свержение аль-Башира — это «дворцовый» переворот, а не революция. Камнем преткновения стал отказ ПВС уступить оппозиции большинство мест в Суверенном совете, который должен был быть руководящим органом страны вплоть до выборов.

Другой ключевой вопрос — сроки новых выборов. Если они состоятся в ближайшие месяцы, то группы, входящие в СДС, скорее всего, не успеют к ним подготовиться, а сливки снимут традиционные партии Судана и, возможно, исламисты.

Хотя требования и верхушка СДСП не изменились, от поддержки протестующих начинают отходить традиционные партии Судана, что ослабляет потенциал протестного движения. По всей видимости, некоторые из этих партий заключили закулисные соглашения с военными, поскольку опасаются потерять голоса в пользу новых «революционных» сил.

На данный момент силовой разгон — скорее, демонстрация силы ПВС. При аль-Башире разгон не удался, потому что не было консенсуса между силовыми структурами: например, солдаты начали защищать протестующих от полиции, что и привело к тому, что генералы решили сместить президента прежде, чем их самих сместят недовольные нижние чины. Сейчас, видимо, найден консенсус между основными силовыми блоками — армией, полицией, Силами оперативной поддержки (последние — фактически племенные ополчения из Дарфура, но выполняли при аль-Башире роль внутренних войск).

Надо понимать, что консенсус силовиков достигнут на фоне финансовой помощи со стороны Саудовской Аравии, ОАЭ и при политической поддержке Египта. Монархии перевели ПВС $500 млн на стабилизацию обстановки (и обещали еще $2,5 млрд). Эти деньги и послужили тем цементом, что связал силовиков и, возможно, некоторые политические партии. Запад оказался в сложном положении, поскольку силовики, попирающие «демократическую оппозицию», поддерживаются его ближайшими арабскими союзниками, а оппозиция представляет из себя непредсказуемый фарш из профсоюзных организаций, Компартии Судана, женских организаций, бывших исламистов и т.д. Тем не менее пока и ЕС, и США требуют от ПВС передать власть уличной оппозиции. Насколько эти требования искренни, покажут их действия, а не заявления для прессы. Если санкционное давление на Хартум увеличится, это может подорвать позиции ПВС, хотя по-хорошему Запад должен давить на их спонсоров в Эр-Рияде, Абу-Даби и Каире.

Представляется, что у России существует мало возможностей повлиять на ситуацию. Ни предоставлять миллиардную помощь, ни снимать или вводить санкции Москва не может. Традиционные и системные партии («Умма», юнионисты, различные ветви исламистов) на Москву никогда не ориентировались, СДСП тоже не слишком позитивно относится к России, оказывавшей поддержку свергнутому аль-Баширу. С ПВС у Москвы наилучшие шансы продолжить близкое сотрудничество по образцу российско-египетских отношений, однако Судан не Египет, авторитет армии не столь высок, а экономические проблемы страны требуют решительных реформ, проведение которых возможно только с сильным мандатом от народа.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari