20 мая сторонники премьер-министра Армении Никола Пашиняна заблокировали здания Конституционного суда и Высшего конституционного совета. К этому их накануне призвал глава правительства после того, как окружной суд Еревана выпустил из-под стражи экс-президента Армении и первого президента непризнанного Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна.
Через несколько часов Пашинян попросил сторонников прекратить блокировку судов, отметив, что акция достигла своей цели и начался «второй этап революции». Он потребовал провести «хирургическое вмешательство» в судебную систему. «Общество должно знать о политических связях, имущественном состоянии, их деятельности, личных и профессиональных качествах. А судьи, допустившие грубые нарушения прав человека, подтвержденные решениями Европейского суда по правам человека, или знающие, что не могут быть беспристрастными и объективными, должны подать в отставку или быть уволены», — заявил премьер Армении.
Кочаряна арестовали 28 июля 2018 года по обвинению в свержении конституционного строя, в частности, в разгоне акций протеста против результатов президентских выборов в 2008 году, в результате чего погибли по меньшей мере десять человек. Сам экс-президент называл арест «личной расправой» против него и членов его семьи в связи с тем, что Пашинян, по его данным, был основным организатором демонстраций в Ереване 2008 года. The Insider попросил лидера партии «Решение гражданина» Сурена Саакяна рассказать, насколько справедливы обвинения против Кочаряна и почему Армения нуждается в радикальной судебной реформе.
Организатором демонстраций в 2008 году был кандидат в президенты, первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Никол Пашинян был только одним из лидеров группы Тер-Петросяна. В процессе столкновений между полицией и армией с одной стороны и демонстрантами с другой на улицах Еревана погибли десять человек. И в Армении нет ни одного человека, который не считает, что к этим жертвам привели именно действия Роберта Кочаряна — в то время президента страны и главнокомандующего вооруженными силами Армении. Кроме того, он же в обход Конституции применил армию в политических процессах. Действия этих дней определили дальнейшую историю нашей страны на десятилетие, став проклятием, не позволяющим ни политических изменений, ни развития политической мысли. И один из главных виновников этих событий заявляет, что судебный процесс по этому делу — «личная расправа» против него. Я считаю, что он еще должен быть благодарен судьбе, что пока против него не возбуждено уголовное дело по факту незаконного обогащения. У граждан есть обоснованное подозрение в том, что он за счет государства накопил миллиарды долларов во время своего президентства.
Более двух десятилетий длилась ситуация, при которой у нас было украдено право принимать решения. Любые выборы, референдумы по принятию Конституции и поправок к ним фальсифицировались. В целом у граждан оставался выбор — сломя голову эмигрировать или остаться жить в стране и подчиниться банде, которая узурпировала власть. В результате мы получили миллионы эмигрантов и обнищавшее общество. Вытворять такое было невозможно без продажной судебной системы. Суды, по сути, принимали решения против конституционного строя, против прав человека и гражданских свобод. Люди несправедливо лишались собственности, а количество политических заключенных исчислялось сотнями. В то же время настоящие преступники освобождались от кары правосудия и продолжали беззаконие. Естественно, у людей появилось четкое требование судебных реформ. Реформы были актуальны сразу после революционных процессов и остаются актуальными до сих пор.
Что касается принципа независимости судебной системы, то для начала эта самая система хотя бы должна существовать. Вместо судебной системы у нас были облаченные в черные халаты непонятные люди, связанные с предыдущим политическим режимом, которые нарушали законы и права граждан.
Акция блокировки судов продолжалась несколько часов и носила чисто символический характер. Она ознаменовала собой четкое решение граждан изменить положение вещей в этой области и привести его в соответствие с новыми реалиями. Можно, конечно, спорить, стоило ли прибегать к такому инструменту, если есть легитимная власть, парламентское большинство и вызывающее доверие правительство. Но с тем, что нам нужны справедливые суды и эта область нуждается в радикальных переменах, не спорит даже оппозиция.