По распоряжению Владимира Путина в Екатеринбурге проведут опрос по поводу строительства храма на месте сквера. В администрации города заявили, что опрос будет запущен уже в субботу, 18 мая. Кто и каким способом будет его проводить пока неизвестно. Между тем местные независимые социологи уже проводили такой опрос, и он показал, что 52% респондентов выступают против строительства храма, 28% — поддерживают его, а 20% относятся к ситуации безразлично. Руководитель «Левада-центра» Лев Гудков рассказал The Insider, как власти могут добиться нужного им результата при проведении этого опроса и привел в пример опрос ВЦИОМ, где 95% жителей высказались за присоединение Крыма к России.
Все будет зависеть от того, кто будет проводить опрос. Власти могут поручить его проведение своим карманным, кремлевским социологам и получить нужный результат. Если это будут местные социологи, можно рассчитывать на более-менее объективную картину. В Екатеринбурге очень сильная команда профессионалов, которая уже проводила исследование, и там однозначные результаты.
Технически провести репрезентативный опрос населения совсем не сложно, для этого нужно один или два дня на подготовку. Такой опрос проводится по стандартной процедуре. Есть модель городского населения — это либо избирательные списки, либо другие данные официальной статистики о структуре населения. По этому поводу строится двух- или трехступенчатая выборка. Создается модель города, потом отбираются пропорциональные структуре населения участки, в которых будет проведен опрос, и там уже, по определенным алгоритмам, например, каждая седьмая квартира, запускается опрос. Самое важное здесь — выдержать принцип случайного отбора.
В данном случае, при анализе нужно будет учитывать мнение тех, кто живет ближе к скверу, спорной площадке, и мнение отдаленных районов города, которые менее заинтересованы в сохранении этой территории и вполне могут голосовать за строительство храма. Тут очень важно, как будет составлена выборка, кто будет проводить опрос и каким образом: по телефону или это будут личные интервью. Есть стандартные правила контроля над проведением таких исследований. Конечно, риск манипуляции при проведении опроса очень большой.
Приведу только один, самый характерный пример, — когда ВЦИОМ и ФОМ проводили опросы в новогоднюю ночь о присоединении Крыма к России, где 95% процентов проголосовали «за». Нельзя в праздник проводить опрос, когда люди за столом сидят, это просто недопустимо. Обычно опросы проводятся с тем, чтобы захватить и будние и выходные дни, для того чтобы застать разные категории населения. А если вопрос проводится в праздничный или выходной день, просто другое состояние у людей, у них голова занята другими вещами, и поэтому сложнее получить объективную картину.
Способы манипуляции могут быть разные. Можно опросить только жителей отдаленных районов, не близких к скверу, которым все равно, и получится перекос в мнениях. Есть и другие приемы, которые для непрофессионала не важны, а для профессионала будут указывать на нарушение структуры опроса. Можно задавать какие-то наводящие вопросы по принципу: «Ты хочешь, чтобы тебе оторвали голову, или поехать на дачу?», «Вы хотите, чтобы был храм и за это горожане получили бы еще то-то и то-то?».
Если это будет телефонный опрос, то он всегда дает более высокий процент лояльных власти ответов, в отличие от личного интервью. Это связано с тем, что люди настороженно относятся к звонкам по телефону. В частности потому что по телефону вы не видите человека, с которым взаимодействуете. В личном интервью, лицом к лицу, человек несколько успокаивается, включается в контекст анкеты и настороженность пропадает. Есть еще интернет-опросы, но это вообще несерьезно. Они используются только для определенных целей, как правило это маркетинговые опросы или опросы определенных целевых групп, когда репрезентативность не важна, потому что в таких опросах вы не знаете, кто отвечает.