В Турции завершается подсчет голосов после прошедших муниципальных выборов. Правящая партия Реджепа Тайипа Эрдогана проиграла в столице Турции Анкаре и ключевом для президента городе - Стамбуле. Керим Хас, кандидат политических наук и эксперт в области международных и турецко-российских отношений, рассказал The Insider, что стоит за этими поражениями власти.
Большинству выборов, проходящих в той или иной стране, так или иначе сопутствуют нарушения. Однако их число существенно увеличивается и приобретает иные формы, если нарушаются демократические ценности, свобода слова и права человека.
Турция особенно в последние пять лет переживает острый виток развития государства по пути авторитаризма. Итоги выборов глав муниципальных образований, которые, безусловно, не обрадовали действующую власть, свидетельствуют во многом о том, что турецкое общество не согласно с тем стилем правления, который выбрала политическая элита страны.
Если предположить, что нарушения носили бы не столь массовый характер, а средства массовой информации не находились бы почти под полным контролем властей, то результат, продемонстрированный оппозиционными партиями, был бы значительно выше того, который имеется на этот момент. Несмотря на это, тот факт, что оппозиция выиграла в пяти из шести крупнейших городов Турции, в том числе Стамбуле и Анкаре, а также Измире, свидетельствует о том, что политическая система Турции все же «пропускает пар», подобно дуршлагу с небольшим количеством отверстий.
Более того, жители больших и развитых городов как Стамбул и Анкара имеют больше возможностей мобилизации и консолидации, нежели те голосующие, которые проживают в отдаленных регионах и на востоке страны. Следует также отметить, что правящая элита, безусловно, ожидала другого итога голосования, однако даже несмотря на контроль органов, которые отвечают за ход голосования, обеспечить перевес не удалось. Это может свидетельствовать о том, что реальное количество голосов, отданных за оппозиционные силы превышает официально озвученные цифры.
Как известно, выступая на предвыборных митингах, президент Турции так или иначе задействовал методы, ещё больше углубляющие раскол в обществе, иными словами: «кто не с нами, тот с «террористами»». Кандидаты оппозиционных партий «не играли» на подобных чувствах, и это оказалось тем фактором, который многие жители страны так долго ждали. Это во многом предвосхитило итоги голосования. Так, особенно сторонники прокурдской партии, которая официально признана государством в качестве игрока политического поля, именовались проправительственными силами не иначе, как сторонники «террористов». Безусловно, расчитывать на поддержку курдов партия ПСР уже не могла, а их количество в крупнейших городах Турции существенно. Однако в тех районах юго-востока страны, где контроль неправительственных организаций за ходом голосования гораздо меньше или отсутсвует, партия ПСР получила высокие результаты.
Итоги выборов также показывают, что главная проигравшая сторона - это не столько правящая партия, а президент Эрдоган, который 25 лет назад начал свою политическую карьеру именно с поста мэра Стамбула, главой которого впервые за долгие годы станет оппозиционный кандидат. В этом контексте стоит вспомнить слова президента Турции: «Тот, кто потерпит поражение в Стамбуле, потерпит поражение в самой Турции».
После выборов события могут развиваться по разным сценариям.
Как неоднократно заявлял сам Эрдоган, в случае победы оппозиционных кандидатов, он может не дать им полноценно работать, создавая те или иные препятствия. Более того, есть вероятность, что Турцию ждут очередные досрочные выборы, как происходило во время избрания Эрдогана на пост президента. Очевидно, что страна будет переживать очередные внутриполитические испытания, которые для власти станут одним из самых сложных за прошедшее время.
Бывшие соратники Эрдогана, проявлявшие свои намерения создать новые политические партии, могут ускорить этот процесс, почувствовав, что власть находится в том положении, когда оппозиционные силы имеют реальную поддержку населения.
Сейчас массовые волнения или переворот ждать не стоит, но, в любом случае вполне вероятен и ожидаем сценарий ещё большего углубления страны по пути авторитаризма.
Отдельно стоит сказать о том, что в ближайшее время большие трудности будут преследовать значительная часть крупного бизнеса, ведь он во многом состоит из близкого окружения Эрдогана. Предвидя негативный исход, многие владельцы крупных компаний начали уволить свои активы за рубеж и искать вид на жительства или гражданство в иных странах, обеспечивая тем самым собственную безопасность. Это также объясняется и тем, что в стране усиливается экономический кризис.
Руководство страны нуждается в финансовой поддержке стран Запада, однако для этого ему придётся отказаться от авторитарного стиля. В этом контексте очевидно, что президент страны скорее всего окажется в замкнутом кругу, когда сменить курс уже невозможно (назад дороги нет), а экономическая поддержка извне требуется все больше.