Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил полномочия главы государства. «В этом году исполнится 30 лет, как я занимаю самый высокий пост», — заявил он в прямом эфире в специальном обращении к нации, объясняя свое решение. Теперь полномочия президента республики переходят к спикеру сената парламента страны Касым-Жомарту Токаеву. Нурсултан Назарбаев, которому в этом году исполнится 79 лет, был первым и единственным президентом Казахстана. После отставки он сохранит за собой пост главы Совета безопасности республики.
О том, как отставка Назарбаева изменит ситуацию внутри страны и как скажется на отношениях Казахстана с Россией и Западом, The Insider рассказал руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций», доктор исторических наук, профессор Алексей Малашенко.
Назарбаев, конечно, ушел сам, и он молодец, потому что невозможно сидеть по сто лет на одном месте, а сидит он на нем с апреля 1990-го года. Так что, во-первых, Назарбаев совершил поступок, достойный умного человека. А во-вторых, он был не просто президентом, но еще и отцом нации, и таковым остается. Президентские выборы в Казахстане запланированы на 2020-й год, и кто станет главой государства, никто пока не знает. Поэтому я думаю, что этот шаг Назарбаева даст время на то, чтобы появилась новая кандидатура на пост президента. Что это будет за человек, пока сказать трудно.
По Конституции Казахстана, республику возглавил Токаев, который сейчас является главой сената и который теперь будет исполнять обязанности главы государства, но будет ли он президентом, я не берусь предсказать. На политической арене Казахстана постоянно возникают какие-то фигуры, о которых говорят, что это возможные кандидаты на пост президента, например, Тимур Кулибаев, но все эти предположения пока находятся на уровне слухов.
Я думаю, что добровольная отставка Назарбаева к дестабилизации обстановки в Казахстане не приведет, поскольку там существует достаточный консенсус между ведущими политиками, которые не хотели бы обострять ситуацию. Для Казахстана, как и вообще для стран Центрально-Азиатского региона, любое обострение может привести к непредсказуемым последствиям и, в частности, к активизации радикального исламизма. Во всяком случае, дестабилизация ситуации в регионе не находится ни в чьих интересах. Я думаю, что политики будут договариваться.
Либерализации внутренней политики в Казахстане после отставки Назарбаева ждать не стоит. Для тех авторитарных режимов, которые существуют на постсоветском пространстве, либерализация носит очень и очень ограниченный, чисто номинальный характер. Подобное мы наблюдаем, например, в Узбекистане: есть вождь — президент, и в рамках авторитарного режима возможны какие-то незначительные послабления. Это удобно и выгодно, потому что создает хороший имидж режиму на Западе. Но говорить о том, что вся авторитарная система будет меняться, я бы не спешил.
Пока сложно рассуждать, как отставка Назарбаева скажется на отношениях Казахстана с Западом и с Россией, для этого нужно понимать, кто придет к власти. В любом случае, в постназарбаевский период страны появятся люди, которые не будут так уж привязаны к Евразийскому Союзу, создание которого инициировала Россия. И влияние этих людей будет возрастать, они явно будут стремиться к большему развитию отношений с Западом. Так что с этой точки зрения Назарбаев был гораздо более понятен и привычен для России, чем новые ребята, которые придут после него.
Я думаю, что отставка Назарбаева не станет примером для других постсоветских стран, где на одном месте долго сидят одни и те же авторитарные лидеры. В Киргизии и так полно демократических процессов, в Таджикистане — в принципе совершенно другое государство. В Узбекистане уже произошла смена власти. В Туркменистане Гурбангулы Бердымухамедов — фактически второй Туркменбаши — так и останется на посту. А сравнивать Казахстан с Молдавией или, например, Белоруссией совершенно несерьезно.