«Северный поток 2» с высокой долей вероятности останется недозагруженным наполовину из-за поправок к газовой директиве ЕС. Законопроект указывает, что у газопровода должен быть независимый от «Газпрома» оператор с доступом третьих лиц к мощностям. Это невозможно осуществить, поскольку топливо в российский конец трубы может подать только «Газпром». В этом случае Еврокомиссия может запретить российской компании использовать СП-2 больше чем наполовину мощности, оставив другую половину для потенциальных «третьих лиц». Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин рассказал The Insider, сможет ли «Газпром» обойти новые препятствия на пути реализации проекта.
Нужно понимать, сколько копий было сломано в последние годы, и все-таки Германии удалось отстоять этот проект. Действительно, по Opal <сухопутное продолжение газопровода «Северный поток» по территории Германии, доставляющее газ из России в страны Евросоюза, минуя транзитные страны — The Insider> все было не так просто, но, опять-таки, с Opal удалось тоже справиться <после отмены запрета на использование 40% мощностей OPAL загрузка трубопровода выросла более чем на четверть за счет сокращения тразита газа по территории Украины — The Insider>, и фактически сейчас его загрузка близка к максимуму. То есть все не так плохо, как рисовали изначально.
Есть разные варианты продажи газа: можно продавать его на границе и тем самым обеспечить доступ третьих лиц к данному направлению. Выход — продавать на границе пересечения морской и сухопутной частей проекта. Это, конечно, менее выгодно, чем продавать напрямую конечным потребителям, но тоже вариант. На примере Opal и NEL <сухопутное ответвление «Северного потока», соединяет его окончание с крупным газотранспортным узлом на северо-западе Германии — The Insider> разные варианты сейчас отработаны, и не все они так уж плохи. Да, никто не говорил, что будет просто, но говорить о том, что проект не будет реализован, нельзя. Фактически Германия сама принимает решение о выдаче разрешения. Она заинтересована в проекте, и неоднократно от канцлера и ниже об этом говорилось, она даже готова противостоять возможным санкциям США.
Так что битва еще не окончена. Голосование идет по крупнейшим странам. Теоретически, объединив вокруг себя Францию, Италию и еще кого-то, можно противостоять нашим добрым друзьям, которые всегда против, — я имею в виду Польшу и Прибалтику.
А вот у «Турецкого потока 2» такие же проблемы, но при этом страны, через которые он теоретически может проходить, все политически значительно слабее, чем Германия. То есть у них есть желание получить проект, но политических возможностей гораздо меньше. Мы помним, как закончился «Южный поток», по «Турецкому потоку 2» риски такие же.