В новом законопроекте о санкциях США Россию предлагается считать «спонсором терроризма». Это фактически приравнивает Россию к Ирану. О том, какими могут быть последствия принятия документа, The Insider рассказал доцент юридического факультета МГУ, специалист по международному уголовному праву Глеб Богуш.
О последствиях нового закона о санкциях говорить преждевременно до тех пор, пока он не принят, хотя даже в виде внесенного законопроекта он уже отражается на экономических показателях. И мы уже это видим по реакции рынка и курса рубля.
Однако, даже если в окончательном варианте документа Россия будет названа спонсором терроризма, я бы не стал говорить, что эта формулировка сама по себе сделает Россию государством-изгоем. Это не так. Надо понимать, что у Соединенных Штатов часто весьма своеобразная интерпретация понятия «государство-изгой». И очень часто их позиция не разделяется даже ближайшими союзниками. Это касается и Палестины, и других ближневосточных сюжетов. Поэтому я бы не стал пугаться и придавать слишком большое значение громким фразам.
Конечно, нет оснований сомневаться в том, что США получили какую-то информацию по эпизоду в Солсбери от Соединенного королевства. И мы помним, что целый ряд государств уже принял в связи с этим эпизодом беспрецедентно жесткие меры. Но подробностей мы пока не знаем.
Спонсором терроризма США считают Иран. Я не уверен, что корректно сравнивать, потому что существует множество нюансов, но полагаю, что основания для признания России спонсором терроризма несопоставимы с тем, из-за чего спонсором терроризма был признан Иран. В отношении Ирана США ввели целый комплекс мер - это прежде всего торговые и экономические ограничения, а также санкции персонального характера. При этом надо помнить, что эти санкции в разные момент либо ослаблялись, либо усиливались.
Я думаю, что таких жестких мер, как в отношении Ирана, против России не будет. Тем более, что масштабы этих двух стран все-таки отличаются. Но, безусловно, ситуация очень серьезная, мы наблюдаем эскалацию международной напряженности.
Если говорить о «войне санкций», которая идет уже несколько лет, нужно четко понимать, что существуют международно-правовые санкции, прежде всего, те, которые может наложить Совет безопасности ООН или другие международные организации. В отношении России этих санкций практически нет, и они не принимаются по разным причинам. Речь идет не только о Совете безопасности ООН, где Россия является постоянным членом, и никакие меры невозможны без ее согласия. По линиям других международных организаций ограничения также практически не проводятся.
Санкции США в отношении России - совсем иное. Это меры, которые государство принимает в соответствии со своим внутригосударственным правом. Насколько показывает ситуация, конкретные меры в основном обращены к американским же субъектам. Они не запрещают что-то делать российским юридическим или физическим лицам. Они адресованы самим американцам, американским хозяйствующим субъектам. Например, не сотрудничать с российскими банками.
Подобные санкции принимают все государства, не исключая Россию. И надо сказать, нет четкого однозначного понимания, насколько они соответствует международному праву. Они могут нарушать права человека, они могут быть непропорциональными, дискриминационными. Вполне возможно, что дискриминационной мерой может оказаться, например, запрет на полеты в США компании «Аэрофлот».
Я вижу здесь две линии реагирования - это оспаривание подобных мер в судах. Во-первых, в судах самих же Соединенных Штатов, потому что у нас пока нет понимания, насколько эти санкции соответствуют законодательству Соединенных Штатов в котором есть все положения, касающиеся прав человека, дискриминации и так далее. И есть также международные суды, в которых надо оспаривать конкретные меры, которые принимаются разными государствами.
Пока же мы видим, что Россия пытается принимать контрмеры - так называемые контрсанкции. Но они бьют, в основном, по нам, по гражданам России, поскольку потенциалы России и США просто несопоставимы. Россия своии ответными мерами не способна серьезно повлиять на экономическую ситуацию в Соединенных Штатах.
Продолжающаяся война санкций, все новые и новые односторонние меры - это следствие общей деградации всей системы международных отношений. Потому что коллективные решения, в том числе в рамках международных организаций, не принимаются. И все это крайне негативно отражается прежде всего на россиянах, многие из которых только почувствовали себя если не гражданами мира, то по крайней мере людьми, которые могут жить в глобальной среде. И об этом можно только пожалеть.