По данным «ОВД-Инфо» на 21:30 на антикоррупционной акции в центре Москвы полицейские задержали около 750 человек (всего по стране - около двух тысяч, причем в одном только Петербурге около 900). Несмотря на то, что перед началом акции глава московского департамента региональной безопасности и (что не менее важно) противодействия коррупции Владимир Черников обещал, что гуляющих по Тверской без плакатов и лозунгов задерживать не будут, все пошло по тому же сценарию, что и 26 марта - полиция задерживала и избивала всех попавших под руку людей, включая 12-летних подростков и журналистов. The Insider публикует краткий репортаж с места событий.
Изначально акция должна была пройти на проспекте Сахарова и, кажется, власти даже были готовы ее согласовать, но сразу что-то пошло не так. По словам организаторов, в мэрии им заявили, что экран установить не дадут (причин не объяснили), а также запретили дополнительный звук (чтобы слышно было не только у сцены). В Департаменте безопасности сообщили The Insider, что ничего не запрещали, но вскоре оказалось, что со сценой и звуком все-таки и правда проблемы: подрядчик, ответственный за сцену и звук, накануне акции вдруг отказался выполнять работы. В итоге организаторы решили, что без сцены и нормального звука все равно смысла в согласованном митинге нет и призвали вместо митинга устроить прогулку по Тверской - закон прогулки по городу пока не запрещает. Мэрия, кажется, о чем-то заранее догадывалась - на 14:00 в плане праздничных городских мероприятий на Тверской значилась реконструкция сражения Руси и Великой Орды.
Любопытно, что после того как организаторы заявили о переносе мероприятия на Тверскую, каким-то чудесным образом звук и сцена на Проспекте Сахарова появились. Как сообщили The Insider в Фонде борьбы с коррупцией, сцену организовала адвокат Виолетта Волкова (известная своими тесными связями с властными структурами и беспощадной критикой Навального), сама же Волкова на том митинге и выступала. В интервью The Insider Волкова заявила, что просто решила «зайти» на акцию Навального, «обнаружила» там сцену, и «решила выступить»:
«Я решила посмотреть, что же будет на академика Сахарова. Думала на самом деле попасть на сцену, что меня по старой памяти пустят, потому что в 11,12,13 годах я неоднократно выступала на митингах. Тема митинга — против коррупции — общая, даже не столько политическая, столько общенациональная. Поэтому я решила туда пойти, раз я оказалась в Москве, попасть на сцену и поговорить на этом митинге о коррупции, тем более что мне есть, что сказать. <...> Смотрю, там сотрудники полиции, которые обычно обеспечивают безопасность на митингах, знакомые мне еще с 2011 года, - они постоянно туда ходят. Я их видела неоднократно, потому что на митинги приходила вместе с Сергеем Удальцовым. Соответственно, они меня увидели и узнали. Там были, кажется, два организатора. Поговорили с ними. Микрофон и звук есть, микрофон работал, усилители работали, музыка играла. <...> Потом подошел сотрудник полиции, спрашиваю, что происходит. Говорит, похоже, что митинга не будет. Говорю, почему не будет? Все произошло очень спонтанно. Я говорю: «А давайте, если уж оборудование есть, может сделаем открытый микрофон? Люди же пришли, их пригласили на митинг. Ну пусть они выйдут и скажут, что они думают». А дальше уже он посоветовался, подошел, говорит: «В принципе, можно, все равно мы здесь охраняем». И мне сказали, что если я готова взять на себя функции организатора - то пожалуйста».
При этом «пришедшая выступить на митинге Навального» Волкова о самом Навальном в разговоре с The Insider отзывается так:
Я к его деятельности отношусь с очень большим негативом уже давно, потому что этот человек абсолютно беспринципный, абсолютно двуличный, который обманывает свой электорат. Который сейчас, на мой взгляд, совершает преступление уже только тем, что объявляет себя будущим кандидатом в президенты и собирает на это деньги у доверчивых людей.
Юрист ФБК Иван Жданов, в свою очередь, сообщил The Insider, что весь рассказ Волковой выдуман, а реальная ее (Волковой) функция заключалась в том, чтобы сделать картинку для ТВ - мол, акция на Проспекте Сахарова все-таки состоялась. И действительно, такая картинка на госканалах появилась уже этим вечером.
С утра сотрудники полиции задержали Навального прямо на выходе из подъезда, поэтому вся акция проходила без его участия.
[embed]https://youtu.be/INopLacm1hQ[/embed]
Люди стали стекаться к Тверской задолго до начала акции. Как и в ходе мартовского митинга, поначалу отличить участников от праздно гуляющих москвичей было сложно и все проходило относительно мирно, но затем начались задержания причем неоправданно жесткие. Полицейские вырывали людей из толпы, били дубинками и ногами. Некоторым везло больше - их вели к полицейским автобусам просто под руки, а не волоча по земле. По пути к автобусам задерживаемые иногда теряли наушники, ботинки и другие личные вещи, полицейским приходилось нести их обратно, чтобы отыскать потерянные вещи и затем вернуть в автобус:
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=ACiAmGZBE8g&feature=youtu.be[/embed]
Избивали всех, кто попадался под руку:
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=bsNaNwh2Jgg&feature=youtu.be[/embed]
Журналисты, в поисках хорошего кадра, захватили Камаз:
Тем временем активисты вскарабкивались с земли на карнизы и балконы окружающих зданий, вызывая всеобщее уважение:
Хотя формальным поводом для акции было антикоррупционное расследование о Медведеве, большинство слоганов было снова адресовано Путину:
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=okSNi4OM9f0&feature=youtu.be[/embed]
- Вы просто потусоваться приехали? Или из идейных? - допытывается мужчина средних лет у 16-летних подростков. - Идейные мы, - уверенно отвечает девушка. Ее товарищ, до этого выкрикивавший лозунги и листавший телефон в поисках «мемасиков», вдруг серьезно задумывается и отвечает:
- Конечно, до поры до времени все мы идейные. Наверное, это у нас юношеский максимализм (и в этот момент непонятно, иронизирует он или нет).
- Ну ты же почему-то здесь, - не отстает собеседник в летах.
- Я здесь потому, что мне интересно. Кроме этого, у меня ничего нет, - печально сообщает парень.
Креативных плакатов было не так много, зато были креативные букеты:
- А вы школьники? - с подозрением спрашивает человек в костюме у толпы молодых людей. Те неуверенно кивают. - Что так смущаться-то? - недоумевает их собеседник.
- А вы с какой целью интересуетесь? - заступается за них стоящая рядом женщина.
- Да нет, я так ... Просто неожиданно. И приятно! - расплывается в улыбке мужчина.
Подростки начинают обсуждать плейлист. Сначала включают на телефоне «Хочу перемен!» группы «Кино», потом переходят на Oxxxymiron'а. На другой стороне толпа поет гимн России.
Пока подростки спорят насчет следующей композиции (в итоге побеждает недавний хит «Tverskaya-dancer» «Навальный топчик»), полиция начинает силой оттеснять людей к метро. В толпе начинается давка. Только большим везением можно объяснить то, что из-за действий полиции в этом узком пространстве никого не задавили.
Задержанным больно заламывали руки даже когда они и не думали сопротивляться.
Еще фото задержаний:
К концу праздничного дня в Симоновском районном суде рассматривалось административное дело в отношении Алексея Навального. Ему вменяли неповиновение полиции и повторное нарушение порядка организации массового мероприятия. Адвокат Терехов попросил об отводе судьи: он заявил о предвзятом отношении суда и согласованности действий судьи с сотрудниками полиции. Он пояснил, что у защиты даже есть доказательство — аудиозапись, которую можно воспроизвести в суде. Аудиозапись опубликовала «Медиазона», на ней слышен такой диалог:— Начальник, ИАЗ <возможно речь идет о должности — начальник по исполнению административного законодательства — комментарий «Медиазоны»> города… Протокол выверен, повезли в суд показывать, все ли правильно - не правильно— Все правильно. Его <неразборчиво> привезут?— Да, да.После этого среди неразборчивых реплик один из собеседников четко произносит «до тридцати теперь, до тридцати» — возможно, имея в виду максимальное количество суток ареста, которое грозит Навальному.Дальше один из сотрудников спрашивает:— Вань, а узнай, увезли — не увезли его?— Пойду узнавать.
Ива Цой
Анна Красноперова