Темы расследованийFakespertsПодписаться на еженедельную Email-рассылку
Новости

Медведев заявил, что поставки новых и отремонтированных танков войскам выросли в 8 раз за 3 года. Но большая часть поставок — танки из СССР

The Insider

Дмитрий Медведев в ходе визита на «Уралвагонзавод» (УВЗ) заявил, что «поставка новых и отремонтированных танков в российские войска за последние три года выросла почти в восемь раз». В действительности львиную долю в поставках все еще занимают танки, построенные еще во времена СССР и хранившиеся много лет на базе хранения бронетанковой техники, пояснил The Insider исследователь истории танкостроения Андрей Тарасенко. И при нынешнем темпе боевых действий запасы закончатся в течение 1,5–2 лет.

«Под этой цифрой „восемь” скрываются все поставки танков, которые можно разделить на следующие группы по значимости:

  • поставки с Центральной базы резерва танков (ЦБРТ);
  • поставки с бронетанковых ремонтных заводов (БТРЗ);
  • поставки с УВЗ модернизированных танков;
  • поставки с УВЗ новых танков.

В цифре „8 раз” львиную долю все еще занимает первый пункт — поставки с ЦБРТ. То есть танков, построенных во времена СССР и хранившихся там на протяжении многих десятилетий. Такие танки проходят минимальный ремонт, зачастую некомплектны и не оснащены динамической защитой. В ближайшее время этот источник поставок будет сокращаться, так как танков, которые можно ввести в строй без капитального ремонта, практически не осталось. На данный момент еще есть резервы танков, изготовленных во времена СССР, но при сохранении существующего темпа потерь они закончатся в течение 1,5–2 лет.

Второй пункт: частично сохранившаяся сеть БТРЗ — бронетанковых ремонтных заводов в ведении МО РФ. На данных заводах проводится капитальный ремонт танков и в ряде случаев их модернизация.

Третий пункт: УВЗ за довоенные десятилетия во многом изменил свой профиль. Из танкового завода он превратился в некий аналог БТРЗ и занимается преимущественно модернизацией Т-72Б до уровня Т-72Б3(М).

Кто-то может сказать: наверное, модернизировать танк намного проще и дешевле, чем построить новый? Это не так. Танковый завод по своему оборудованию и производственной оснастке рассчитан на сборку новых танков. А модернизация предполагает в начале проведение капитального ремонта для полного восстановления ресурса танка, то есть его полную разборку до последнего винтика, а потом сборку с новыми уздами (СУО, двигатель и так далее). То есть сборочный завод должен делать полностью непрофильную задачу — разборку, причем механизации производства нет, все делается ручным трудом. Отсюда и трудозатраты, и стоимость модернизации на УВЗ, сравнимая с новым танком. А результат — все тот же Т-72Б с новой буковкой.

И последнее — новое производство — это самое малочисленное в указанном значении „8 раз“. Анализ имеющейся информации дает оценочное производство новых Т-90М в количестве не более 250–280 машин в год».