В ночь на среду на официальном сайте президента Украины появился указ о снятии Игоря Коломойского с должности главы Днепропетровской областной государственной администрации по собственному желанию. Было ли это желание собственным или нет, но эта отставка – важная веха в истории постреволюционной Украины, знаменующая новые правила игры для олигархов. В том, что заставило прерваться бурно развивавшиеся отношения между главным украинским олигархом и президентом, разбирался Михаил Татарский.
Причины конфликта
«Что бы ни произошло, и чем бы это ни закончилось, но видит Господь Бог, что не мы это начинали», - вечером в понедельник Борис Филатов, внефракционный депутат и давний соратник украинского олигарха Игоря Коломойского, не скрывал раздражения в своих постах на Facebook. Несколькими минутами раннее в эфире телеканала ICTV выступал заместитель Коломойского Геннадий Корбан. Краткое содержание: Киев крадет у регионов деньги, а в стране происходит передел между олигархическими кланами.
Конфликт между властью и Коломойским перешел в острую фазу на прошлой неделе. В публичной плоскости украинцы его наблюдают с минувшего четверга – 19 марта. В этот день народные депутаты с пятой попытки, наконец, проголосовали за законопроект об акционерных обществах, который фактически лишает Коломойского контроля над одним из его ключевых активов «Укрнафтой», где его группе «Приват» принадлежит 42% акций. Минотарии много раз блокировали проведение общих собраний, смену руководства и выплату дивидендов. Теперь же закон снизил кворум для проведения собраний акционеров до уровня 50%+1 акция и тем самым позволит государству получить дивиденды в сумме почти 2 млрд грн.
Этот законопроект с начала 2015 года блокировал глава профильного комитета по вопросам экономического развития и нардеп от «Народного фронта» Андрей Иванчук. По признанию самого Коломойского Иванчук является его бизнес-партнером. Одним из методов блокирования законопроекта со стороны Иванчука было созвать заседание профильного комитета за 15 минут до его начала, поэтому депутаты не успевали приехать на рассмотрение. Первые четыре раза это сработало.
Но на принятии закона проблемы Коломойского не закончились. В тот же день набсовет государственного предприятия «Укртранснафты» отстранил от руководства Александра Лазорко, назначив и.о. Юрия Мирошника. Это бывший СБУшник, работавший в WOG Игоря Еремеева, одного из конкурентов Коломойского (Еремеев владеет сетью заправок WOG в Украине).
Отстраненный Лазорко – человек Коломойского, благодаря которому днепропетровские и контролировали предприятие. Контроль над УТН Коломойскому удалось получить еще в 2009 году. По данным «Украинской правды» случилось это благодаря договоренностям Коломойского и тогдашнего премьера Юлии Тимошенко: накануне президентских выборов той нужна была медийная поддержка и здесь полезным оказался телеканал Коломойского «1+1» - один из крупнейших в стране.
На отстранение от руководства «своего» человека олигарх отреагировал крайне резко - он лично приехал к офису предприятия, вместе с Лазорко заняв кабинет руководителя компании. Решать конфликт приехал министр топлива и энергетики Владимир Демчишин и несколько депутатов от президентского «Блока Петра Порошенко».
Для олигарха УТН – очень важный актив, приносящий существенный доход. По данным той же «Украинской правды» только за хранение нефти УТН платила структурам Коломойского 2,5 млн грн ежедневно и терять такой актив Коломойский, разумеется, не захотел. У офиса УТН начались потасовки, а наиболее ярким эпизодом этих событий стало облетевшее все СМИ выступление Колмойского, который, в своей виртуозной манере обматерил журналиста «Радио Свобода» Сергея Андрушко.
Сам Коломойский говорит, что защищал компанию от попытки рейдерского захвата со стороны «организованной преступной группировки» Еремеева. В это сложно поверить. Конфликт между бизнесменом и внефракционным депутатом Еремеевым и Коломойским идет еще с 2013 года, но политического веса Еремеева было бы явно недостаточно, чтобы заставить Раду проголосовать за пресловутый закон об акционерных сообществах, да и закон этот передавал контроль над УТН не Еремееву, а государству.
Еще один человек, которого атаковал тогда Коломойский – давний бизнес-партнер Порошенко и первый замглавы фракции «Блок Петра Порошенко» Игорь Кононенко. Его Коломойский обвинил в том, что он заслал на УТН представителей охранной фирмы. Сам Кононенко это отрицает (хотя и признает, что сделал все возможное, чтобы собрать голоса своей фракции за законопроект об акционерных обществах).
При этом Петра Порошенко Коломойский ни в чем открыто не обвинял, и в четверг поехал в Администрацию президента договариваться с главой государства. Тогда у него это якобы получилось. Общая позиция после переговоров – привлечь к аудиту в «Укрнафте» компании «большой четверки». В конце дня Порошенко объявил Коломойскому письменный выговор за оскорбление журналиста и казалось бы, конфликт исчерпан.
Новый виток
Однако, в воскресенье всех ждал сюрприз. Представившись бойцами батальона «Днепр-1» (финансируется Коломойским) неизвестные люди заняли круговую оборону офиса «Укрнафты», а первый этаж обнесли решетками, поставив во дворе бронированный КРАЗ, и вновь на место приехал олигарх. (Впоследствии он, впрочем, отрицал причастность «Днепра» к охране «Укрнафты» и заявлял, что это были обычные сотрудники ЧОП).
За этим последовало выступление главы СБУ Валентина Наливайченко. Тот заявил, что должностные лица Днепропетровской ОГА поддерживают вооруженные преступные группировки, действующие в Днепропетровской и Донецкой областях, и что заместители Коломойского Геннадий Корбан и Святослав Олейник при допросах угрожали следователю.
К этому Наливайченко добавил, что по поручению Порошенко в единое производство объединено дело о похищении днепропетровского чиновника Александра Величко и громкое дело об убийстве капитана СБУ в Волновахе. В СБУшника выстрелил помощник нардепа Александра Денисенко, близкого к Коломойскому. Чуть позже Денисенко и еще три близких к Коломойскому депутата вышли из «Блока Петра Порошенко».
Обвинения Наливайченко обидели днепропетровских. Они призвали его извиниться или решать дело в судебном порядке. Денисенко подчеркнул, что «травля днепропетровской команды» была возможна только по команде «фас» со стороны Порошенко.
В публичной плоскости ни Коломойский, ни Порошенко по-прежнему прямо не обвиняли друг друга, хотя заявление президента в ходе встречи с армейскими командирами о том, что ни у одного из губернаторов не будет «карманных вооруженных сил» имело вполне понятного адресата. Стало понятно, что отставка Коломойского крайне вероятна. И все-таки многие не верили, что у Порошенко хватит смелости пойти против олигарха. Почему же Колмойский стал такой сакральной фигурой?
Государство в государстве
Коломойский быстро наращивал политический вес с весны 2014 года. После смены власти Юрий Луценко, давний соратник Порошенко и ныне глава его фракции в Раде, инициировал диалог с олигархами - Ахметову предложили возглавить Донецкую область (он отказался), а Коломойскому – Днепропетровскую (он согласился). Со временем эта область превратилась в своеобразное «государство в государстве». Днепропетровские без оглядки на центральную власть проводили свою политику. Например, обещая деньги за пойманных сепаратистов и за принесенное оружие. Они же создавали и финансировали батальоны – «Днепр-1» и «Азов».
К этому добавилось влияние и на общую украинскую политику. После досрочных парламентских выборов Коломойский смог провести в раду своих депутатов. В его интересах выступает депутатская группа «Возрождение», состоящая из 19 депутатов, четыре нардепа (до недавнего демарша) состояли в «Блоке Петра Порошенко», еще часть – внефракционные. Говорили и о влиянии Коломойского даже на «Самопомощь» Андрея Садового и «Народный фронт» Арсения Яценюка. Показательным было голосование фракции Яценюка по «Укрнафте» в январе прошлого года – фракция не проголосовала, что вызвало возмущение со стороны депутатов блока Порошенко. Впрочем, ни «Народный фронт» Яценюка, ни сам премьер не вступились за олигарха, хотя и старались не давать резких комментариев.
Среди других факторов влияния Коломойского – мощный медиа-ресурс (в первую очередь телеканал 1+1) и крупнейший в Украине «Приватбанк».
Порошенко давно пытался наладить диалог с Коломойским, их встречи проходили регулярно. Так, например, в начале марта Порошенко встретился с группой крупнейших бизнесменов, в числе которых был и Коломойский, тогда президент призвал вернуть в страну выведенные через банки деньги, чтобы укрепить курс гривны.
Свою влияние пытался оказывать и Запад, который в этом конфликте стал союзником Порошенко. После событий возле офиса «Укрнафты» Коломойский провел встречу с послом США в Украине Джефри Пайеттом. По результатам появилось заявление дипломата о том, что «законы джунглей в Украине больше не действуют». Оказывая помощь Украине, Запад не хотел бы превращения страны в олигархию. В интервью «Украинской правде» Юрий Луценко рассказывал, что дипломаты настойчиво задавали вопрос о том, почему Запад должен помогать Украине в то время, когда олигархи выводят из страны деньги. Соратник Порошенко тогда не нашел, что ответить.
Развязка
Собеседники The Insider в Администрации президента Украины признаются – учитывая ресурсы соперника противостоять ему непросто, но столкновение было неизбежно. Слишком уж велик стал второй центр влияния.
Пока Коломойский не использовал свои ресурсы на полную мощность, и теперь ход за ним. Вечером в среду (25 марта) в Днепропетровске анонсировали митинг, многие журналисты поспешили описать его как акцию против Порошенко, но пока митинг заявлен «в поддержку единой Украины» - Коломойский пытается укрепить свой образ «спасителя страны» в общественном мнении. После отставки тему митинга могут немного подкорректировать.
Собеседники The Insider в Администрации президента уверены – Коломойский не отcтупит. Борьба для него - естественное состояние. С лета прошлого года он противостоит бывшему главе АП и бизнес-партнеру Дмитрия Фирташа Сергею Левочкину, зятю экс-президента Леонида Кучмы Виктору Пинчуку, по иску которого скоро должен состояться суд в Лондоне, одновременно он конфликтует с Игорем Еремеевым и делает громкие заявления, предлагая национализировать активы Рината Ахметова.
Парадоксально, но отставка Коломойского может стать и, наоборот, фактором примирения с Порошенко. В качестве главы области Коломойский был подотчетен центральной власти, а его своеобразная манера вести дела неизбежно вызывала трения с Порошенко. Теперь же Коломойский может сосредоточится на бизнесе, где его позиции – в случае примирения с Порошенко – могут даже укрепиться. Такой вариант, во всяком случае, вполне устроил бы Киев. Устроит ли он Коломойского, мы, возможно, увидим уже сегодня.