Россия поставляет Башару Асаду вооружения на ржавых и списанных на металлолом судах, ставя под угрозу жизнь моряков (как минимум один человек уже погиб), об этом The Insider стало известно от матросов, работавших на этих судах. Также The Insider выяснил, что Россия поставляла Асаду тротил в количествах, достаточных, чтобы стереть с лица земли крупный город. По данным источников, часть этого тротила попала в руки «Исламского государства».
У матросов есть вопросы
В редакцию The Insider обратились бывшие российские моряки из 205-го морского вспомогательного отряда ВМФ РФ, задействованного на военных поставках в Сирию. Чай уже давно остыл, а бывшие матросы Вадим и Виталий все тараторили:
«На турецких судах практически все давно сгнило, половина оборудования не работает, - жестикулирует Вадим. - Страшно выходить в море и все время ждешь какой-то беды. Ручки отваливаются или берешь стальной трос, а он начинает ломаться».
«Команды набирают в глубинках, где для молодых пацанов, отслуживших в армии, 30 тысяч рублей огромные деньги, - вступает в разговор Виталий. - Очень много случайных людей, каких-то прикомандированных, поэтому повсюду бардак и пьянство. Многие пытаются заработать с сирийцами «левые» деньги и торгуют контрабандой. А сами сирийцы ящики с боеприпасами разгружают, как мешки с картошкой. Начинаешь пальцем крутить у виска, а он улыбается и показывает на небо, типа: «На все воля Аллаха".
В начале прошлого года оба моряка заключили контракт с Минобороны РФ, и их распределили в 205-й морской вспомогательный отряд ВМФ РФ. По словам собеседников, они сделали всего два рейса в Сирию и обратно и сразу уволились.
«Я много где ходил, но такого беспредела еще не видел, - с горечью говорит Вадим. - Пойду опять к африканам, там я свой «полтинник» всегда заработаю. А утонуть во сне, окончательно спиться или заниматься левыми делами не хочу».
На вопрос The Insider, не пытались ли они жаловаться в официальные органы матрос морщится и машет рукой:
"Чтобы заработать волчий билет? Вон, ребята с парома «Александр Ткаченко», ходившего в Тартус, открыто пожаловались, что их кинули с зарплатой. И где они теперь?"
«Мамочки, жены, не отправляйте своих родных на корабли Севастополя»
Морской путь от Новороссийска до Латакии западные СМИ прозвали «Сирийским экспрессом» или «Дорогой жизни Асада». В Сирию широким потоком идет военная техника, оборудование, продовольствие, медикаменты, пиломатериалы, строительные инструменты, сигареты, книги из Дома русского зарубежья им. А. Солженицына и даже бронированные сейфы для хранения ценностей и денег.
В обратном направлении, если не считать неисправной российской военной техники, поставляемой по соглашению с Сирией, тоненьким ручейком «капают» апельсины, хлопчатобумажные ткани, стельки, подошвы для обуви из пластмассы и стеклянные колбы для кальяна.
По данным международного волонтерского сообщества Inform Napalm, отслеживающего перемещения судов через Босфор, помимо десантных кораблей ВМФ РФ для военных поставок используются гражданские грузовые паромы и сухогрузы, приписанные к морским портам на Черном море, Балтике и Северном море. Например, согласно открытым источникам, для военных поставок сирийскому режиму из Арктики срочно перебросили бывший ледокол «Яуза» и ряд других вспомогательных судов. В том числе, между Новороссийском и Латакией под российским флагом курсируют восемь сухогрузов, списанных Турцией в утиль.
В числе упоминаемых матросами Вадимом и Виталием «ржавых развалюх» в Сирию доставляет боеприпасы сухогруз «Dadali» (построен в 1985 г., водоизмещение 4218 тонн), переименованный в «Вологда-50». Раньше это судно из-за плохого технического состояния уже задерживали в Египте и налагали на владельцев огромные штрафы.
В 2015 году Россия купила «Dadali» у турецкой компании Bulkhan Shipping & Trading за $1,5 млн (по другим данным за $700 тыс.). Затем судно с трудом отбуксировали в Севастополь на 13-й судоремонтный завод Черноморского флота, где как писали на морских форумах, «его пригнали убитым в хлам, кое-как немного привели в божеский вид»
В прошлом году на Dadali-Вологде случилось ЧП: из-за разрушения верхней части роульса соскочившим тросом смертельно ранило 23-летнего радиооператора Ивана Людоговского, заключившего контракт с в/ч 43535 и успевшего сделать всего четыре ходки в Сирию.
По заключению экспертов, «разрушение верхней части роульса произошло в результате образования и развития усталостных трещин, коррозионных процессов, которые охватили практически всю поверхность конструкции».
На своей страничке мать погибшего матроса Лидия написала обращение: «Милые мамочки, жены, не отправляйте своих родных на корабли г. Севастополя, чтобы потом не пришлось плакать и проклинать себя и тех, кто допустил эту страшную ошибку. Нет в стране порядка, нет его и на кораблях. Раньше было честью служить в ВМФ, а теперь страшно».
The Insider связался с матерью и поинтересовался, как проходит расследование уголовного дела:
«Одиннадцать месяцев трусливо отмалчиваются. Только недавно сделали акт о несчастном случае. Обвиняют то боцмана, то капитана. Жду суда... Ванечка собирался увольняться и писал о страшном бардаке на судне. Он мне оставил банковскую карту и сказал, что им платят вторую черную зарплату».
Почти считаются «убитыми» и другие приобретенные Россией турецкие сухогрузы: «Alican Deval» (построен в 1985 г., грузоподъемность 4638 тонн, переименован в «Двиница-50») и «Smyrna» (1996 г., 3796 тонн, переименован в «Кызыл-60»). В том числе, еле пыхтит бывший украинский сухогруз-рефрижератор «Георгий Агафонов» (1987 г., 1774 тонн).
Согласно отчету Стокгольмского международного института мирных исследований, «Георгий Агафонов» был продан Турции за $300 тыс. на металлолом, а продавцом указано Украинское дунайское пароходство. Затем через монгольскую фирму-прокладку судно приобрела Россия и теперь эта старая посудина получила название «Казань-60».
По сообщению украинских СМИ, когда директору Дунайского пароходства Дмитрию Баринову сообщили, что Россия приобрела «Георгий Агафонов», он крайне удивился: «Там же многое сгнило и не подлежит восстановлению!».
Тротиловая заначка Асада
Кстати, в числе военных грузов, поставляемых в Сирию на «убитых» сухогрузах, The Insider обнаружил огромные партии тротила и пороха. Так, согласно имеющейся в редакции таможенной декларации ФТС РФ № 10605030/******/******* от 20.03.****, по заказу Управления оборонных предприятий министерства обороны Сирии (УОПМОС) АО «Рособоронэкспорт» отправил морским транспортом груз тротила: «10 666 мешков по 30 кг, 1 мешок по 20 кг». Конечным пунктом в декларации указан морской порт Латакия, где расположена российская военная база.
Тротил изготовили на ФКП «Бийский олеумный завод», банковские счета которого по решению суда на тот момент были арестованы из-за многомиллионных долгов поставщикам.
Далее опасный груз передвигался по железной дороге до Новороссийского морского порта. Затем мешки с тротилом перегрузили на грузовое судно и доставили в Сирию. Как видно из документов таможни, вес брутто - 366 458 кг, нетто - 320 000 кг, а фактурная стоимость - $1824000.
Как следует из другой таможенной декларации № 10404054/******/*******, через 18 дней тем же маршрутом в Латакию Рособоронэкспорт отправил все тому же УОПМОС большую партию пороха общим весом 224 тонны, в том числе 2 тонны пороха дымного ДРП-2 для изготовления огнепроводных шнуров, зарядов, воспламенителей и т.д. Стоимость груза оценена таможенниками в $322 819.32.
По оценкам военных специалистов, 320 тонн тротила и 224 тонны пороха, поставленных Рособоронэкспортом в Латакию хватило бы, чтобы снести половину Дамаска. К примеру, при взрыве в сентябре 1999 года 8-этажного дома №6 на Каширском шоссе в Москве, где погибли 124 человека, мощность взрывного устройства составила 300 кг в тротиловом эквиваленте.
Не исключено, что у Башара Асада имелся план «Б»: на случай бегства из страны в ход пойдет российский тротил. При этом, видимо, не учитывается, сколько погибнет мирных жителей, скрывающихся от артобстрелов в подвалах.
«Это обычная практика для лидеров подобного типа, - поделился своими мыслями военный эксперт Александр Коновалов. - Когда в 41-м немцы подходили к Москве, по приказу Сталина были заминированы многие здания в центре, мосты и другие жизненно важные объекты. Вы же, наверное, помните как в 2005 году при разборе фундамента гостиницы «Москва» недалеко от Кремля рабочие обнаружили тонну тротила, заложенную в октябре 41-го».
The Insider направил официальный запрос в АО «Рособоронэкспорт» с просьбой прояснить судьбу российского тротила и пороха. Вскоре пришел ответ за подписью руководителя пресс-службы Вячеслава Давиденко:
«Ваше обращение в АО «Рособоронэкспорт» рассмотрено. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации и иностранными государствами является особым видом внешнеторговой деятельности, в этой связи предоставление информации о содержании и исполнении контрактных обязательств, строго ограничено двусторонними обязательствами.
Согласно нормативным документам АО «Рособоронэкспорт», ни другие субъекты ВТС не предоставляют СМИ или другим организациям информацию о заключении, исполнении/неисполнении контрактов, переносах или отсрочках выполнения своих обязательств, не сообщают о маршрутах, способах доставки грузов и их содержании.
Переход права собственности от продавца к покупателю осуществляется в зависимости от условий контрактов. Этому моменту всегда уделяется особое внимание и реализуется он в соответствии с международными правилами Инкотермс 2010 (Incoterms, International commerce terms). Прошу отнестись к этому с пониманием»
Стоит отметить, что Россия никогда не скрывала, что оказывает военную помощь Сирии и в 2005 году простила Дамаску большую часть внешнего долга: из $13,4 млрд. списаны $9,4, а взамен были заключены ряд соглашений в сфере строительства, добычи нефти и газа.
«Мы всегда поставляли им военную технику, необходимую для борьбы с терроризмом, мы оказывали, оказываем, и будем продолжать оказывать поддержку властям Сирии в этой борьбе», - заявила в одном из интервью пресс-секретарь МИД Мария Захарова.
Между тем, по сведениям источника из Рособоронэкспорта, при перевозке в Дамаск часть груза с тротилом будто бы была захвачена боевиками террористической организации «Исламское государство», а другая в результате налета израильской авиации уничтожена на складах «Хезболлы». Нельзя исключать, что именно этим тротилом боевики ИГ подрывали памятники культуры в Пальмире и других городах.
Впрочем, независимого подтверждения попадания российского тротила в руки ИГ у The Insider нет, и к информации источника в Рособоронэкспорте следует относиться с осторожностью, ведь там идет борьба за кресло руководителя - гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин, которому 17 декабря исполняется 70 лет, должен скоро уйти в отставку.
Дали Асаду прикурить
Как стало известно The Insider, ЗАО «Бритиш Американ Тобакко Россия» поставляет в Латакию большие партии сигарет марки «Kent», а в качестве получателя товара указана некая фирма «Middle East Investment Co C/O International Trading Services» с не совсем ясным адресом (копии таможенных деклараций за 2014 год имеются в редакции).
Как известно, международное сообщество ввело экономические санкции в отношении режима Башара Асада, и американским и европейским компаниям строго запрещено вести торговлю с официальным Дамаском.
Например, в 2011 году в ЕС разгорелся громкий «табачный» скандал после того, как находящаяся в Швейцарии дочерняя компания Japan Tobacco International SA осуществила поставку 450 тыс. блоков сигарет через базирующегося на Кипре дистрибьютора фирме Syria Duty Free Shops Ltd. Как выяснили журналисты, из-за нехватки денежных средств, часть зарплаты солдатам Асада, выдавали японскими сигаретами.
Головная компания Japan Tobacco Inc. на 50% принадлежит японскому государству и представитель ближневосточной секции японского МИДа заявил, что «они не знали о поставках JTI в Сирию» и прекратили все торговые контакты.
Московским филиалом ЗАО «Бритиш Американ Тобакко Россия» руководит гражданин Чили Николас Муноз, до этого возглавлявший филиалы БАТ в Украине, Молдове и Белоруссии. The Insider поинтересовался у руководства компании, не боятся ли они угодить в новый санкционный скандал. Директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый, впрочем, заверил The Insider, что компания закон не нарушает:
«Бритиш Американ Тобакко» - законопослушная компания, мы уважаем и соблюдаем международные торговые санкции. Именно поэтому мы прекратили все виды деятельности в Сирии после того, как в мае 2012 года сирийская государственная компания General Organisation of Tobacco была включена в cписок организаций, которые подпадают под санкции ЕС.
После принятия министерского указа, разрешающего сирийским частным компаниям получать лицензии и напрямую импортировать табачную продукцию для продажи на сирийском рынке, мы приняли решение работать с частной сирийской компанией. Мы очень осторожно подходим к выбору партнеров для совместной работы в Сирии и проводим необходимые проверки, чтобы убедиться, что потенциальный партнер не входит в список организаций, подпадающих под санкции ЕС».