Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.25
Поддержите нас English
  • 6481

Публикация, доказывающая если не сговор между избирательным штабом Трампа и Россией, то готовность к такому сговору, нарушила все планы республиканцев, которые до завершения расследования будут оставаться в подвешенном состоянии, пишет в The Washington Post Дэн Бальц. The Insider предлагает полный перевод статьи.

В ходе долгого расследования вмешательства российского государства в президентские выборы 2016 года были и другие моменты с высокими показателями по юридической и политической шкале Рихтера, но все это ни в какое сравнение не идет со взрывной силой опубликованной во вторник электронной переписки Дональда Трампа-младшего.

Переписка старшего сына Дональда Трампа и российского посредника — совершенно ясное свидетельство того, что избирательный штаб и члены семьи Трампа были по меньшей мере готовы к сделке с иностранным противником ради общей цели — помешать избранию Хиллари Клинтон.

Не стоит заранее делать из содержания писем окончательные выводы о том, в какой опасности оказался Трамп-младший, в каком направлении теперь будет развиваться расследование, которое касается множества эпизодов, и чем оно закончится. Это сфера полномочий специального прокурора Роберта Мюллера и тех, кто проводит расследования, начатые комитетами по разведке Сената и палаты представителей. Но что касается информации, ставшей достоянием гласности, то ничто так не ошеломляет, как письма, опубликованные во вторник. Те, кто пристально следит за событиями, говорят, что от них захватывает дух, это нечто невероятное.

Кому-то уже начинала надоедать вся эта российская история, кто-то считал, что она теряет потенциал, что самые большие сюрпризы уже в прошлом, но то, что открылось во вторник, стало эффектным доказательством того, что расследование продолжается вовсю и конца ему не видно. Информация, содержащаяся в письмах, уже опровергла сделанное на прошлой неделе заявление президента о том, что «никто на самом деле не знает», вмешивались ли россияне в президентские выборы, а если вмешивались, то было ли у них намерение помочь Трампу и навредить Клинтон.

Сенатор-демократ от штата Вирджиния Марк Уорнер, зампред комитета по разведке, на Капитолийском холме сказал журналистам, что содержание писем ясно показывает стремление россиян вмешаться в выборы с намерением помешать Клинтон, и самое важное — то, что люди из штаба Трампа «были осведомлены об этом». Сенатор не стал делать предположения о том, до каких высот в иерархии штаба могла дойти эта осведомленность.

Переписка Трампа-младшего чем-то напоминает дешевый шпионский триллер или, может быть, даже сфальсифицированный документ, созданный, чтобы заманить в ловушку ничего не подозревающую наивную жертву, охотно идущую на контакт. И в ней содержится взрывоопасная информация, которая явно разрушает позиции тех, кто отвергал предположения о возможном сговоре или сотрудничестве между партнерами Трампа и россиянами как фантазии или сознательную фальсификацию.

Язык писем к Трампу-младшему откровенен и свидетельствует о заговоре. Сыну теперешнего президента предлагали «официальные документы», которые «изобличают Хиллари» и «будут очень полезны вашему отцу». Трампа-младшего также проинформировали о том, что эта информация — «часть российской государственной поддержки Трампа».

И когда пришли эти письма, в штабе Трампа не забили тревогу — предложение приняли с благодарностью. «Мне это нравится», — в какой-то момент ответил Трамп-младший. Он согласился устроить встречу, где ему сообщат некую информацию, и написал, что приведет с собой Пола Манафорта, в то время главу штаба Трампа, и Джареда Кушнера, зятя президента, ставшего впоследствии старшим советником Белого дома с широкими полномочиями и большой властью. Встреча состоялась 9 июня 2016 года.

Во вторник Трамп-младший заявил, что публикует письма в интересах прозрачности, но это произошло после того как The New York Times проинформировала сына Трампа, что журналисты располагают содержанием переписки и готовы его опубликовать. Как пишет The New York Times, день за днем он лицемерил и лгал, рассказывая, как и почему произошла встреча с российским адвокатом (Натальей Весельницкой. -- TheInsider).

Когда журналисты из The New York Times впервые обратились к нему с вопросом об этой встрече, он сказал, что речь шла в основном о проблемах усыновления, но позже признал, что ему сказали: целью было предоставить ему компрометирующую информацию о Клинтон. Теперь уже выясняется, что была неприкрытая связь с российским государством. Его быстро меняющиеся объяснения поставили в глупое положение главу администрации Белого дома Райнса Прибуса, в воскресенье заявившего, что на встрече обсуждали усыновление.

Обороняясь, Трамп-младший вел себя агрессивно. Он сказал, что встреча не имела никаких неблагоприятных последствий, что российский адвокат не предложила никаких ценных материалов о Клинтон и что обсуждение касалось Акта Магнитского, принятого в 2012 году и вводящего санкции против россиян, виновных в нарушениях прав человека (в ответ на этот закон Россия запретила американцам усыновление российских детей). Он также написал в твиттере, что вряд ли был первым сотрудником избирательной кампании, интересовавшимся компрометирующей информацией об оппоненте.

До сих пор мало что известно о том, что произошло непосредственно после встречи, если произошло вообще. При том что встреча состоялась в июне 2016 года — в самом начале избирательной кампании, — можно ли поверить, что это был последний контакт между россиянами и людьми, имеющими отношение к кампании Трампа?

Было это единственное предложение, отклоненное и не приведшее ни к чему, или есть еще что-то, что в будущем может выплыть на поверхность? Известны только два факта. Через месяц с лишним на сайте WikiLeaks появились электронные письма, похищенные в Национальном комитете Демократической партии, а через несколько дней после этого Дональд Трамп, тогда кандидат, призвал россиян взломать частную переписку Клинтон и опубликовать ее.

Президент, чье терпимое отношение к расследованию российского вмешательства давно уже закончилось и которому теперь приходится смириться с тем, что в обозримом будущем ему и его администрации придется со всем этим жить, ограничился лишь самым кратким комментарием. Он назвал своего сына «человеком высоких качеств» и сказал, что аплодирует ему за эту прозрачность. Никто другой не был так сдержан, когда разоблачение разожгло пожар в твиттере и дало начало бесконечным кругам дискуссий, аналитический выступлений и предположений на кабельном телевидении.

Среди тех, кто в этот неловкий момент попытался взглянуть в другом направлении, оказался вице-президент Пенс. Пресс-секретарь вице-президента Марк Лоттер сделал заявление, в котором сказал, что Пенс по-прежнему сосредоточен на проблемах, поставленных президентом, и добавил: «Он не занимается историями об избирательной кампании и в особенности тем, что случилось до того как он к ней присоединился». О том, что Пенс будет баллотироваться в вице-президенты, было объявлено на следующий день после встречи, о которой теперь столько говорят.

Стало уже общим местом отмечать, что расследование российского вмешательства не только нависает над Трампом и его командой в Белом доме, но и с треском разрушает все попытки республиканцев действовать в соответствии с их — и президента — программой. Недавнее разоблачение произошло в худший для республиканцев момент — когда лидер сенатского большинства, республиканец от штата Кентукки Митч Макконнелл пытается продавить законопроект о реформе здравоохранения, а другие законодательные инициативы безнадежно забуксовали.

Республиканцам остается лишь с трепетом ожидать развития событий на российском фронте. Они надеются, что в конечном счете итог расследования будет оправдательным или хотя бы неясным — будет установлен факт российского вмешательства с целью помощи Трампу, но никаких определенных связей между разрозненными точками, намекающими на сговор, но не доказывающими его.

Но после того, что с такой силой обрушилось на них во вторник, они знают, что могут появиться еще более опасные разоблачения. Они застряли в подвешенном состоянии. Какими ни были бы их личные опасения, они все еще пытаются внешне оставаться лояльными президенту, на чью ответную лояльность невозможно с уверенностью рассчитывать. И при этом они знают, что их собственное политическое будущее зависит от того, чем обернется расследование российского вмешательства в ближайшие месяцы.

Расследование Мюллера касается широкого спектра вопросов — от возможного президентского злоупотребления властью при попытках ограничить расследование до вопросов о вероятном сотрудничестве или сговоре между партнерами Трампа и россиянами и о финансовых сделках чиновников, вызывавших вопросы в прошлом. Никто не знает, что еще начнут раскапывать прокурор и его команда. Но опубликованная во вторник переписка стала провокационным дополнением к и без того тяжелой нагрузке, которая еще некоторое время будет держать Белый дом и его союзников на грани.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari