Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD91.98
  • EUR100.24
  • OIL86.67
Поддержите нас English
  • 456

Эффектно отправив в отставку Джеймса Коми, Трамп уволил того, кто, возможно, помог ему стать президентом, а позже стал потенциальной угрозой для его будущего, пишет в The New York Times Питер Бейкер. The Insider предлагает полный перевод статьи.

Со времен Уотергейта президент не увольнял того, кто ведет расследование, имеющее отношение лично к нему, и решение Трампа во вторник вечером тут же вызвало в памяти «бойню субботним вечером» в октябре 1973 года, когда президент Ричард Никсон приказал уволить Арчибальда Кокса, специального прокурора, расследовавшего дело о так называемой «краже со взломом третьей степени», которое в конце концов привело к краху Никсона.

В письме к Коми с сообщением об отставке Трамп подчеркнул, что директор ФБР трижды говорил ему, что он не является объектом расследования; таким образом Трамп заранее открещивается от обвинений в том, что его решение было своекорыстным. Но на самом деле для него очень многое стояло на кону после того как Коми публично заявил, что ФБР расследует вмешательство России в прошлогодние президентские выборы и намерено выяснить, координировал ли кто-либо в команде Трампа свои действия с Москвой.

Это решение изумило членов обеих партий, увидевших в нем беззастенчивую попытку вмешательства в ход расследования, которая не может не подлить масла в огонь в уже политически взрывоопасной ситуации. Даже после всех необычных шагов, предпринятых за четыре месяца президентства, Трамп еще способен удивлять: заявление об увольнении директора ФБР в разгар такого расследования выходит за любые рамки нормальности.

Возможно, Трамп считал, что демократы до такой степени ненавидят Коми из-за того, что он делал в ходе расследования истории с личным почтовым сервером Хиллари Клинтон, что они поддержат его увольнение или хотя бы согласятся с ним. Но если это так, он просчитался: демократы тут же стали жестко критиковать его решение и потребовали назначить специального прокурора, чтобы гарантировать, что президент не сможет влиять на расследование российского вмешательства.

Предпринятый Трампом шаг вызвал подозрения в том, что президенту есть что скрывать, и у его собратьев по Республиканской партии; вероятно, теперь им придется серьезно подумать, прежде чем защищать его, не имея на руках всех фактов. Многие из них сделали во вторник осторожные заявления, а некоторые выразили опасения в связи с отставкой Коми и призвали к специальному парламентскому расследованию или созданию независимой комиссии, которая возьмет на себя функции комитетов по разведке Сената и Палаты представителей, расследующих сейчас эпизод с российским вмешательством.

May 10, 2017 - (File Photo) - FBI Director James Comey has been fired by President Donald Trump, according to a statement from the White House. PICTURED: March 20, 2017 - Washington, District of Columbia, United States of America - JAMES COMEY, Director of the Federal Bureau of Investigation gives testimony before the United States House Permanent Select Committee on Intelligence (HPSCI) on the ''Russian Active Measures Investigation'' on Capitol Hill. (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Джеймс Коми

Назначение преемника Коми может спровоцировать яростную битву, так как любой, кого выберет Трамп, автоматически попадет под подозрение. Это вполне может привести Белый дом в смятение в то время, когда ему нужно, чтобы Сенат сосредоточился на принятии закона, отменяющего реформу здравоохранения, принятую при Бараке Обаме.

Уверения Трампа, что увольнение Коми связано с его поведением во время расследования истории с почтовым сервером Клинтон, мало чем могут помочь президенту, учитывая, что сам он клялся в случае своей победы посадить ее в тюрьму. Лишь очень немногие посчитали правдоподобным, что президента на самом деле обеспокоило решение Коми объявить за считанные дни до выборов о повторном открытии дела — решение, которое, по утверждениям Клинтон и демократов, склонило чашу весов в пользу Трампа.

«Невозможно быть настолько легковерным, чтобы подумать, будто Дональд Трамп уволил Джима Коми из-за того, как тот обращался с делом о почте Клинтон, — сказал в интервью бывший глава избирательного штаба Клинтон Джон Подеста. — Сейчас больше, чем когда-либо прежде, необходимо независимое расследование».

Подеста отметил, что отправить Коми в отставку рекомендовал генеральный прокурор Джефф Сешнз. «Генеральный прокурор, заявивший о самоотводе во всех делах, связанных с Россией, рекомендовал уволить директора ФБР, занимавшегося расследованием российского вмешательства», — сказал он.

Защитники Трампа говорят, что его действия не поставят в тупик расследование ФБР, которое продолжают профессиональные агенты. «Это ничего не остановит, — сказал в интервью CNN сторонник Трампа, бывший прокурор штата Вирджиния Кен Куччинелли. — Заявления, что это может остановить расследование, смехотворны».

Трамп утверждает, что действовал по рекомендации Сешнза, но в последние несколько дней он не скрывал своих личных чувств по отношению к Коми и связанному с Россией расследованию. «История о сговоре России и Трампа — полнейший обман. Когда закончатся эти игры в шарады за счет налогоплательщиков?» — написал он в твиттере в понедельник.

Сравнения с Уотергейтом избежать невозможно. Когда специальный прокурор Кокс потребовал, чтобы Никсон предоставил суду аудиозаписи, полученные в результате незаконной прослушки, президент приказал уволить его. И генеральный прокурор Эллиот Ричардсон, и его заместитель Уильям Ракелсхаус отказались выполнить распоряжение и подали в отставку. Приказ об отставке Кокса подписал генеральный солиситор Роберт Борк — третье лицо в Минюсте.

Демократы видят здесь параллели. «Это в стиле Никсона», — сказал в своем заявлении сенатор от штата Пенсильвания Боб Кейси.

«Со времен Уотергейта наша правовая система не подвергалась такой угрозе, а наша вера в независимость и целостность этих систем не была так потрясена», — добавил сенатор-демократ от штата Коннектикут Ричард Блюменталь.

Даже давний политический союзник Трампа Роджер Стоун-младший, защищая президента, тем не менее провел параллель. «Где-то сейчас улыбается Дик Никсон, — сказал в интервью Стоун, который когда-то работал с Никсоном, а позже оказался среди сотрудников штаба Трампа, которых коснулось расследование ФБР. — От доверия к Коми ничего не осталось. Ирония в том, что Трамп выслушал, что тот говорил о неуклюжем расследовании истории с почтой Клинтон, а вовсе не о расследовании российского вмешательства, и решил, что пора от него избавиться».

В твиттере появилось и утверждение — как минимум одно, — что Трамп зашел так далеко, как не позволял себе даже Никсон. В твиттере Президентской библиотеки Никсона опубликована фотография Никсона, говорящего по телефону, и подпись: «Любопытный факт — президент Никсон не увольнял директора ФБР». К этому был добавлен хэштег #notNixonian — «не по-никсоновски».

Со времен Уотергейта президенты не решались выступать против директоров ФБР, как бы они ни были разочарованы их действиями. Единственным исключением был Билл Клинтон, в 1993 году уволивший Уильяма Сешнза, обвиненного в неуплате налогов и злоупотреблении служебным положением; президента тогда обвиняли в том, что он действует по политическим мотивам. Преемник Сешнза Луис Фри оказался для Клинтона еще большей головной болью — он содействовал независимому прокурору Кеннету Старру, который вел расследование действий президента. Но Клинтон не рискнул отправить Фри в отставку, понимая, каким может быть ответный удар.

При президенте Джордже Буше-младшем директор ФБР Роберт Мюллер III угрожал подать в отставку, если будет принята программа тайного наблюдения <за подозреваемыми в терроризме. — The Insider>, которую он считал незаконной, и президент отступил, не решившись пойти на риск скандала. К угрозе Мюллера тогда присоединился заместитель генпрокурора по имени Джеймс Коми. В конце концов Буш пересмотрел программу и ее юридическое обоснование; новую редакцию Мюллер и Коми одобрили.

Бывший директор библиотеки Никсона Тимоти Нафтали сказал, что действия Трампа — не полное повторение «бойни в субботу вечером», так как Коми не был назначен специально, чтобы расследовать обстоятельства президентской кампании 2016 года.

«С Коми или без него ФБР продолжит расследовать российское вмешательство в кампанию 2016 года, — сказал Нафтали. — Это ошибка совсем иного рода. Если только генпрокурор Сешнз не докажет факт служебного злоупотребления или серьезной халатности Коми, из-за того момента, когда президент Трамп принял свое решение, будут оставаться подозрения, что он что-то скрывает».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari