Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.25
Поддержите нас English
  • 31
Переводы

Business Insider: Россия для Эрдогана — только козырь в игре с США

Владимир Путин 10 октября посетил Турцию, где встретился с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом. В переговорах также участвовали первые лица обеих стран: министр иностранных дел Сергей Лавров, помощникпрезидента Юрий Ушаков и министр энергетики Александр Новак, а с турецкой стороны - министр иностранных дел Мевлюд Чавушкоглу, министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак и заместитель генсека администрации президента Ибрагим Калын.

Отношения между Турцией и Россией были заморожены с тех пор, как 24 ноября 2015 года был сбит российский самолет Су-24, нарушивший, как утверждала Турция, ее воздушное пространство. Можно ли говорить об окончательном преодолении этого кризиса, - читайте в материале издания "Business Insider"

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган встретились в понедельник во второй раз за два месяца, чтобы закрыть вопрос с газопроводом «Турецкий поток» и продемонстрировать возобновление двусторонних связей. Соглашения Москвы и Анкары могут стать козырем в отношениях с Соединенными Штатами.

«Эрдоган флиртует с Россией, чтобы иметь преимущества в риторике против США», — сказал Business Insider в среду Айкан Эрдемир, бывший член парламента Турции, старший научный сотрудник Фонда защиты демократий.

Эрдемир отметил, что Эрдоган не видит в США партнёра в своей борьбе с курдским сопротивлением в Турции и всё ещё злится на Соединенные Штаты за поддержку курдских бойцов в Сирии: Турция рассматривает ихдействия как угрозу своему территориальному суверенитету.

Эрдоган также всё ещё оправляется от неудачной июльской попытки переворота, ответственность за который он и его партия возлагают на Фетхуллаха Гюлена, проповедника, проживающего в США. Эрдоган в среду обвинил США в «укрывательстве лидера террористической организации», предупредив об очень серьезных шагах, которые будут предприняты, если 75-летний турецкий эмигрант не будет немедленно экстрадирован.

Россия, напомним, без промедления осудила попытку переворота и поддерживала последующее преследование Эрдоганом тех, кто якобы участвовал в заговоре. США и Европа, напротив, критиковали правительство Турции за наступление на свободу слова и жесткие действия в отношении  политических диссидентов.

Многие аналитики, однако, отметили, что преобразующиеся в лучшую сторону отношения Эрдогана и Путина не соответствуют интересам Турции — ни с политической, ни с экономической точки зрения.

Один из примеров — договоренность о строительстве трубопровода для перекачки природного газа из России в Европу по турецкой части Черного моря, которая долго откладывалась. Трубопровод был бы очень выгоден России, поскольку даст Москве прямой выход на европейский рынок в обход Украины. Но для Турции это дорогостоящее мероприятие, не имеющее даже и близко такой стратегической ценности, как для России.

«Весь этот „Турецкий поток“ с финансовой точки зрения имеет столь мало смысла, что и его политическая выгода становится весьма сомнительной, — заявил во вторник Акин Унвер, доцент кафедры международных отношений Университета Кадира Хаса в Стамбуле, специализирующийся на вопросах энергетической политики. - В последнее десятилетие основой турецкой энергетической политики была диверсификация — отход от России и от природного газа».screen shot 2016-08-01 at 11.43.16 am

«Турция в качестве „энергетического хаба“ — это была романтическая цель, но полезная, - отмечает Айкан Эрдемир. - Она имела смысл с точки зрения диверсификации ближайших источников. Теперь же, по состоянию на 2016 год, у Турции имеется новый российский трубопровод и возросшая на 5% зависимость от российского газа, а также строящаяся Россией атомная энергетическая станция».

Трубопровод как таковой выглядит почти что как любезность Эрдогана в адрес Путина в обмен на непрекращающуюся поддержку Россией авторитарных действий главы Турции. Хорошо известно, что они являются источником напряженности в отношениях Анкары и Западом, чем Россия рада воспользоваться.

«Анкара уже использовала аналогичную стратегию флирта с Москвой в 60-70-х, однако те усилия никогда не перерастали в военное сотрудничество и ограничивались экономической областью, — говорит Эрдемир. — Интересно будет увидеть, станет ли Турция под руководством Эрдогана первой страной НАТО, которая „дезертирует“, выстраивая тесные политические и военные связи с Москвой».

Синан Ульген, приглашённый научный сотрудник европейского отделения Фонда Карнеги, сказал Time, что потепление связей «не следует воспринимать как стратегическую переориентацию со стороны Турции».

«Это скорее попытка уйти от раздражённости, установившейся в отношениях после инцидента с самолетом», — сказал Ульген. «Теперь отношения обрели более прочную почву, и тем не менее: как история, так и нынешняя реальность отношений Турции с Россией не раз показывали, что реальной стратегической переориентации между Анкарой и Москвой быть не может».

И всё же Россия получит от возобновлённых отношений многое — пожалуй, больше, чем Турция.

«Путин почувствовал слабость и отчаяние Эрдогана, и пользуется этим», — говорит сотрудник Фонда защиты демократий Эрдемир.

Уязвимость коренится в восприятии Турцией действий США как направленных против интересов её национальной безопасности и в ненадежном положении Эрдогана после июльской попытки переворота.

«Россия не замедлила воспользоваться трениями между Турцией и Западом», — указывается в распространённой в среду аналитической записке для клиентов компании Soufan Group, занимающейся вопросами стратегической безопасности.

«Кроме того, когда напряжённость между правительством Турции и [курдской] РПК вылилась летом в возобновление конфликта на юго-востоке, Россия в июле арестовала торговца оружием, который, как утверждается, поставлял вооружение РПК. Во внутренней политике Турция всё больше видит в России партнёра по обеспечению своей безопасности», — далее пишет компания.

Хотя цели Эрдогана и Путина в Сирии давно и фундаментально расходятся — Эрдоган с 2011 года не оставляет намерения сместить президента Сирии Башара Асада, а Путин его активно поддерживает, — приоритет Турции в пользу собственной национальной безопасности привёл к заметному смягчению антиасадовских взглядов, во многом потому, что значительная часть турецких генералов, игравших ведущую роль в политике по отношению к Сирии, были брошены в тюрьму после попытки переворота.

В понедельник и Эрдоган, и Путин заявили, что продолжат консультации друг с другом по поводу военных операций двух стран в Сирии даже после того, как США приостановили свои переговоры по Сирии с Россией в прошлый понедельник в связи с ролью Москвы в непрекращающихся авиабомбардировках города Алеппо.

В любом случае, отмечает Эрдемир, «Москва получила значительные стратегические выгоды с тех пор, как Турцией в ноябре 2015 года был сбит российский бомбардировщик», и Путин ещё многое получит от укрепления связей с Эрдоганом, поскольку отношения с США сейчас наихудшие со времен холодной войны.

Этот материал — перевод публикации издания Business Insider.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari