Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.44
  • EUR99.58
  • OIL87.35
Поддержите нас English
  • 31
Мнения

Европейцы сегодня играют роль певцов «Газпрома»

Сенат США принял законопроект о новых санкциях в отношении России, Ирана и КНДР. За документ проголосовали 98 сенаторов, против – 2. Законопроект ограничивает максимальный размер инвестиций в нефтегазовые проекты в РФ и сроки предоставления финансирования, а также допускает введение персональных санкций для тех, кого власти США сочтут причастными к кибератакам, коррупции и нарушению прав человека. В документе сохранено положение, которое не позволяет президенту Трампу самостоятельно принимать решение об облегчении или отмене санкций. Экономист Владимир Милов рассказал The Insider о сути новых санкций, об их влиянии на энергетический сектор России и Европы, а также о том, чем вызвана поспешность принятия  этого пакета законов.

Даже когда Трамп подпишет законопроект, у него останутся возможности затягивать введение новых санкций, так как принятый Конгрессом билль предполагает, что эти меры будут принимать администрация и казначейство.

В документе есть некоторые незначительные ужесточения — например, максимальный срок рыночного финансирования банков, находящихся под санкциями, сократится до 14 дней. Это осложнит, в частности, работу трейдеров.

Кроме того, документ затрагивает энергетические проекты, трубопроводы, месторождения, но и тут сложно говорить о большом ущербе, потому что санкции касаются только проектов «green field», то есть тех, что находятся на инвестиционной стадии, в стадии проектирования. Если же западные партнеры выйдут из Nordstream, то «Газпром» сможет просто достроить трубу сам.

Есть также важный финансовый аспект: европейские банки и компании не хотят подпадать под этот пакт и будут реагировать соответствующе. На Западе все устроено иначе, чем у нас, Меркель не позвонит Трампу, и они вместе не решат вопрос. В вопросе санкций в ход идут автоматизированные процедуры: если в каком-то указе записано, что вы совершили действие и подпадаете под санкции, то их введут, и вы ничего не сможете сделать.

Однако основное значение принятого Конгрессом закона не в новых санкциях: его появление означает замораживание самого их наличия на очень долгий период, до кардинального изменения российской внешней политики. Взять и отменить их теперь будет невозможно - закон вводит необходимость согласия на это со стороны Конгресса. Конгресс очень сильно озаботился российской темой, что видно по почти единогласному голосованию (419 голосов против 3).

Путинские усилия по вмешательству в выборы вернулись Кремлю бумерангом, он настроил против себя решительно весь американский истеблишмент.

Я думаю, Трамп реально напугал парламентариев перспективой примирения с Путиным после Гамбургской встречи. Столь редкое единение говорит о том, что путинские усилия по вмешательству в выборы вернулись Кремлю бумерангом, он настроил против себя решительно весь американский истеблишмент.

Многие стали говорить, что эти санкции не понравятся европейцам, но уже сегодня они из-за низких цен покупают газпромовский газ в рекордных количествах, никто не мешает это делать.

Несмотря на все страшные разговоры про Украину, она всегда надежно исполняла свои обязательства по транзиту, ни одного случая пропажи хотя бы одного кубометра газа через территорию страны не было доказано. Будут европейцы покупать газ через Балтику или Украину – какая разница, газ он и есть газ. Просто сегодня они исполняют роль певцов «Газпрома», потому что он им ставит условие: “Хотите от меня эксклюзивный контракт - идите защищайте меня на международной арене”.

Другой интересный вопрос – помогут ли санкции выйти на европейский рынок американскому газу. «Американский газ» - это сложное понятие, в него входят разные проекты и разные экспортеры, их себестоимость сильно отличается.

Сейчас они вышли на рынок Азии (хотя стоят дороже многих поставщиков), но для европейцев это чисто экономический вопрос - если есть выгода, то они будут покупать этот газ. Но вряд ли европейцам это будет выгодно – из-за газпромовского демпинга продажи в Европу в прошлом году снизились на 15%, а с таким дешевым газом СПГ конкурировать трудно. Даже если какой-то американский газ появится на европейском рынке, вытеснять он будет других конкурентов — например, Катар или Нигерию. За «Газпром», пока с экспортом в Европу перебоев нет, можно не беспокоиться. Но ради этого ему приходится демпинговать, продавая газ по сверхнизким ценам. Если демпинг продолжится, «Газпром» будет удерживать свою долю рынка, и американцы в этот коридор не впишутся.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari