Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD102.58
  • EUR107.43
  • OIL75.31
Поддержите нас English
  • 72
Мнения

Урбанист Владимир Коротаев: На месте хрущевок растут многоэтажки без уютных дворов, зелени и транспорта

Вчера глава Минстроя Михаил Мень заявил, что в ближайшее время министерство совместно с правительством Москвы может внести в Думу законопроект, который упростит массовый снос хрущевок. Новая программа по ликвидации пятиэтажек в Москве предполагает снос еще около 8 тысяч домов. Снести пятиэтажки ранее поручил Собянину Путин. Директор Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Владимир Коротаев в интервью The Insider рассказал, почему от сноса пятиэтажек пострадают главным образом москвичи.

Прежде чем выполнять план по избавлению от хрущевок, нужно провести определенные исследования и подвести под снос базу. Действительно, в Москве остались дома 515-й серии, которые лет 15 назад, когда их износ еще составлял менее 50%, можно было ремонтировать, менять сети и внутренние коммуникации. Теперь же необходимо для начала понять, какие серии конкретно и в каких местах нужно сносить, а какие - сохранять и ремонтировать. Позиция «снести» - очень простая, но она не учитывает некоторых важных моментов.

Эта проблема неразрешима в связи с тем, что по закону переселение жителей пятиэтажек необходимо провести в конкретной префектуре, в конкретном районе - для этого нужно построить новые дома, а уже потом начинать волну сноса. Кончится тем, что в этих районах поставят 17-этажные дома, и это фактически разрушит комфортную среду пятиэтажных домов 510-й и 515-й серий на этих территориях.

Люди, которые не захотят ждать строительства новых домов в своих районах, уедут на юго-запад, на присоединенную территорию, а кто не захочет, с теми будут работать, пытаться куда-то переселить в существующих границах префектуры, хотя на практике это сложно, так как все территории в Москве уже заняты точечной застройкой.

Власти будут как-то выкручиваться, напишут постановление о создании конкретного жилого района с инфраструктурой где-нибудь в Саларьево и скажут: «Ребята  давайте туда!» Люди не захотят жить в ожидании, они готовы будут уехать. Это будет колоссальная программа, настоящее переселение народов - ведь речь идет об объемах около 15 млн кв. метров сносимого жилья, это больше 15% застройки Москвы.

Сегодняшняя многоэтажная застройка не отвечает принципу комфортности - она не предусматривает паркинги, нормальные магазины, бульвары и скверы

Стоит ли это делать? Собянин действует из принципа экономической целесообразности, он говорит: сначала стартанем, а потом пригласим инвесторов, однако чтобы освоить такую долю застройки, придется пересмотреть нормативы плотности населения - нужны школы, детские сады и т.п. Сегодняшняя многоэтажная застройка не отвечает принципу комфортности - она не предусматривает наличия паркингов, нормальных магазинов, где можно купить иголку с ниткой, здесь нет бульваров и скверов - только громадные дворы, где никто никогда не гуляет. Они построят новые высотные дома и будут рассказывать, что люди получили комфортные хорошие квартиры на 2,5 квадратных метра больше, чем имели. Так производится подмена важнейших принципов создания комфортной среды жизнедеятельности человека, москвича.

Инвесторы изменились, они уже не те, что были 7-10 лет назад. Фактически это несколько крупнейших контор, которые съели маленькие компании, они обладают административным и финансовым ресурсом. Для них и создается эта ситуация,  это колоссальное поле для деятельности девелоперов. Про человека просто забыли.

К Москве присоединили огромное количество территорий: вы будете жить как будто в Москве, но не в Москве, при этом ставка делалась на уличное движение новых линий автобусов - на наземные виды транспорта. Однако же в наши дни весь мир идет к тому, чтобы создать город без автомобилей, причем это не просто мечта – это то, что сегодня реализуется. Это подразумевает, что жилье должно размещаться максимально близко от станций железных дорог и линий метрополитена. Вот только в Москве такой задачи никто не ставит.

Кроме того, власти хотят побыстрее построить рядом с метро жилые дома у третьего пересадочного контура, не решая вопросов транспортно-пересадочных узлов. В этих районах нет паркингов, автобусных станций, инфраструктурных транспортных объектов. 

81

Мы говорим, что Москва один из лучших озелененных городов, в ней зелени больше, чем в Берлине, чем в других городах. Но  в Берлине площадь  4,5 млн кв. метров, а у нас 12-14. В Москве в новых районах формально есть только зеленые клочки между домами, поэтому задача комплексная и требует серьезного подхода. Есть огромное количество примеров - Париж, Лондон, где имеются жилые районы, в которых нет домов большой этажности - здания 5, 7, 9 этажей без большой плотности застройки, со скверами, бульварами, прогулочными зонами.

Набирание этажности в районах, где сносят хрущевки, неизбежно произойдет, потому что, снося 100 кв. метров, мы должны построить 300-400 метров, которые нужно втиснуть в эту же площадь. Новые районы отлично выглядят на картинках - красивые дома под кирпич, разнообразные квартиры. А что в реальности? Детские площадки построены во дворе, где никто не гуляет - и все.

Кроме того, во многих местах в городе очень плохо проложены сети: это и ЛЭП, и теплотрассы, коммуникации, которые на самом деле надо перекладывать. Стоит также учитывать огромное количество одноэтажных гаражей: чтобы их снести, нужно тоже работать с собственниками.

В старой Москве, возможно, есть потенциал для застройки, например промзоны, но у них есть собственники.  Безусловно, промзоны имеют потенциал, но они тоже не обеспечены ни дорогами, ни метрополитеном, ни другими видами уличного транспорта, а это фактически означает, что нужен новый транспортно-ориентированный генеральный план города, который создаст комфортную среду жизнедеятельности. 

Однозначно, должна быть пересмотрена и инфраструктура инженерного обеспечения, потому что московские 22-23 ТЭЦ работают с огромными теплопотерями, система теплоснабжения к тому же вредит здоровью людей, выбросы ТЭЦ токсичны, несмотря на то, что станции работают в основном на газе.

Таким образом, вопрос переселения людей требует системного подхода, системного осмысления и переработки разрешительных документов. И прежде всего, нужен новый генеральный план, про который пока только говорят. Написание градостроительного документа специально оттягивается. 

Остается ощущение хаоса: точечная застройка заполоняет город, приходят инвесторы и строят миллионы квадратных метров, и мы докладываем президенту, что построили столько-то домов, расселили такое-то количество людей, а за этими цифрами скрывается некомфортная среда. В Подмосковье строят миллионы квадратных метров - в Серпухове, в Чехове, в близлежащих городах, но там нет нормального транспортного обеспечения. Эти квадратные метры построены в расчете на автомобиль, а выдают их военным, у которых нет даже работы. 

Поэтому вопросов сегодня больше, чем ответов, и когда начинается новая волна программы сноса пятиэтажек – это, конечно, гигантская проблема для города. Программа открывает путь инвестору, застройщику, дает им неограниченные возможности.

К тому же мы привыкли к этой пятиэтажной застройке, хотя и ругали ее в свое время в 60-70-е годы. Сегодня это зеленые просторные дворы, где расстояние между домами 15, 20, 30 метров, и бабушки рядом с подъездами, и это хорошая социальная среда. Качество застройки, конечно, невысокое, если бы они обещали, что построят современные дома 6, 7, 9-этажной застройки, другое дело, но, конечно, девелопер скажет: «Вы что, я разве сюда приду, если будет снесено 100 кв.м, а построено 200? Нет, для меня это будет непривлекательно». Так что начнется колоссальная многоэтажная застройка, от которой в мире давно отказались. В Париже были такие города-спутники с многоэтажными домами. В результате все эти высотки сломали и повзрывали, потому что они некомфортны для жизни.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari