Сегодня Алексей Навальный официально заявил о своем намерении принять участие в выборах 2018 года. The Insider поговорил с главой его избирательного штаба Леонидом Волковым о предвыборной стратегии, праймериз и новой атмосфере.
- 1 млн руб. собрали за первые 3 часа. Это хороший темп, но сколько всего понадобится для федеральной кампании?
- Если мы говорим про кампанию 2017 года, то есть кампанию за допуск к выборам (то, что касается регистрации, создания инфраструктуры сбора подписей), мы оцениваем эту кампанию в 150-200 млн руб. на весь 2017 год. Если говорить про саму официальную президентскую кампанию, которая пройдет с декабря 2017 года по март 2018 года и будет включать в себя уже активную агитацию в масштабах всей страны (включая телевидение, уличную агитацию), то здесь бюджет начинается от 1 млрд руб.
- Реально собрать за счет краудфандинга и знакомых бизнесменов такую большую сумму?
- Ну да, конечно, мы отталкиваемся от того, что собрали 103 млн руб. в рамках достаточно спонтанной московской кампании 2013 года, а сейчас все-таки у нас кампания не спонтанная, у нас кампания федеральная - собрать 1 млрд руб. кажется посильной задачей.
- Если уже сравнивать с мэрской кампанией, то что-то принципиально новое, помимо масштаба, будет в ней, если брать именно 2017 год?
- Очень много чего будет нового. Во-первых, если начать с мелочей, мы сегодня первая политическая кампания в истории России, я думаю, которая принимает биткоины, мы собрали по состоянию прямо на сейчас - это 6,5 часов с момента начала сбора - 2 млн руб., из них более 10% - биткоины.
- Неплохо.
- Ну, это такой забавный технологический прибамбас. А если говорить про стратегические вещи, то, конечно, президентская кампания очень сильно отличается от мэрской, и, я думаю, это видно по подаче, все-таки наш сайт - он про ценности и программу, это совсем не то же самое что в той кампании, ведь кто такой мэр - это хозяйственник, там кандидата спрашивают, как вы будете улочки подметать и лавочки ставить. А президентская кампания - она про идеологию, про ценности, про путь развития страны, и поэтому мы с самого первого запуска (несмотря на то, что до выборов еще полтора года) обозначили на предвыборном сайте наше видение будущего страны, пусть и крупными мазками пока. Естественно, мы хотим навязать нашим оппонентам дискуссию про будущее России, про ее развитие, а не переходить на личности. Не хочется сегодня говорить про Сирию или еще какую-нибудь псевдоповестку - хочется говорить про то, что будет с Россией, как будет выглядеть бюджет, как будет выглядеть федерализм, как будет выглядеть налогообложение и экономика в целом и так далее. Вот это будет кардинальным образом отличать нынешнюю кампанию. Ну а в технологическом плане еще разница в том, что это федеральная кампания, если на выборах в Москве все-таки у нас был один штаб, то здесь будет огромная сеть региональных штабов, которые предстоит каким-то образом координировать, и которыми нам предстоит управлять.
- А с точки зрения месседжа будет отличие? Все-таки Москва несколько либеральнее страны в целом, значит ли это что придется менять акценты?
- Мы сделали кучу количественных исследований, несколько опросов и качественных исследований - мы провели огромное количество фокус-групп в крупных городах России, и с очень разными целевыми аудиториями, с молодыми и постарше, и теми, кто ходит на выборы, и теми, кто на выборы никогда не ходит. Те месседжи, которые сейчас у нас представлены как база нашей программы – они во многом являются следствием, результатом этой трудной работы.
- Очевидно, что коррупция будет одним из основных пунктов повестки, а какие еще ключевые болевые точки вы будете использовать?
- Инфраструктура, социальное неравенство, федерализм («хватит кормить Москву», так скажем), визовый режим и взаимоотношения с Европой, а также судебная реформа. Вот 6 основных пунктов, самыми широкими мазками.
- А какой-то тур по регионам планируется уже в 2017 году, или отложите пока?
- Кампания в масштабах страны невозможна без поездок по регионам, без встреч с избирателями, без создания сети региональных штабов и активных агитационных мероприятий по регионам.
- Как планируете решать проблему безопасности, ведь мы помним, что во время участия Касьянова в предвыборных поездках, власти почти везде организовывали провокации?
- Это интересный вопрос. Конечно мы к этому готовимся, я, правда, не готов сейчас про все наши мероприятия рассказывать в этой связи. Интересно, что когда в Америке выдвигается кандидат в президенты, то им начинает заниматься Секретная служба, к нему сразу приставляют каких-то агентов для защиты, а у нас, как только ты выдвигаешься независимым кандидатом в президенты, тобой тоже начинают спецслужбы заниматься, но немножечко по-другому. Так что здесь большой пласт проблем, мы думаем над их решением.
- Как быть с другими кандидатами? Вот уже Явлинский заявил о своих намерениях выдвигаться. Переговоры какие-нибудь будут о едином кандидате?
- Заявленная цель нашей кампании - добиться не просто участия, не просто регистрации, а добиться таких выборов, в которых независимые кандидаты будут допущены и к телевизору, и к другим СМИ, и к дебатам, и вообще получат возможность вести равноправную кампанию. Вот это сейчас первая цель. Если ее удастся добиться, очевидно, возникнет большое количество независимых кандидатов, которые захотят в таких выборах поучаствовать, и естественно, что в интересах общества, чтобы оппозиционный кандидат был единый - мы готовы к любой демократической процедуре для его определения. Мы всегда были и остаемся сторонниками праймериз.
- Реально ли сегодня в регионах добиться такой же волонтерской активности, как на мэрских выборах 2013 года, все-таки атмосфера меняется…
- Я сегодня провел день, читая письма, которые нам люди пишут в ответ на рассылку, и они пишут как они готовы помогать, как они хотят участвовать, готовы там, не знаю, все бросить, взять отпуск или академический отпуск и помогать кампании столько, сколько могут, причем пишут из самых разных городов, от Петрозаводска до Владивостока, и, честно говоря, мне кажется, что не мне не только «вернули мой 2013-й», а даже - в силу федерального масштаба кампании - волна энтузиазма стала еще больше.