В ближайшие дни Минфин представит Владимиру Путину для рассмотрения два варианта секвестра бюджета на 2016 год - сообщает РБК. В обоих случаях предусматривается повышение пенсионного возраста, снижение индексации пенсий на 2016 - 2018 годы, а также отказ от выплат пенсионерам с высокими доходами. Различия между двумя вариантами состоят лишь в том, насколько серьезны будут сокращения пенсионных расходов. Впрочем, в обоих случаях пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а индексация составит не 12% (то есть в размере инфляции), а всего лишь 4%. А вот для работающих пенсионеров предусмотрено два варианта: либо отказ с 2017 года от выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру с годовым доходом свыше 1 млн руб (тогда экономия составит 61 млрд руб), либо пенсию работающим пенсионерам прекратят платить уже в 2016 году и порог отсечения предлагается снизить до 500 тыс. руб в год (тогда бюджет сэкономит 265,8 млрд руб. в 2016 году, а в 2017-м — уже 558,7 млрд руб).
The Insider поинтересовался возможным будущим этих предложений у ведущего научного сотрудника Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики Оксаны Синявской:
"Я не думаю, что правительство решится на повышение пенсионного возраста до шестидесяти пяти лет. Моя многолетняя позиция состоит в том, что социально-экономические условия для выравнивания пенсионных возрастов у мужчин и женщин назрели очень давно, но, что касается повышения пенсионного возраста до 65 лет, то для этого нет демографических и социальных предпосылок. Это достаточно резкий шаг, который будет негативно воспринят населением, кроме того, он не соответствует демографической ситуации. Фискальные аргументы в пользу этого шага безусловно сейчас, в период кризиса, имеются, но, думаю, что социально-политические риски перевесят желание сэкономить. Это скорее такая страшилка, которая не будет реализована.
Плохо, что тема пенсионного возраста регулярно всплывает в контексте экономии бюджетных средств, потому что эта мера давно назрела и не должна рассматриваться как попытка ответить на все вызовы кризиса. Что касается других социальных расходов, то судя по дискуссии в правительстве, действительно экономить на социальных выплатах правительство намерено, и сокращение индексации и социальных выплат будут. Однако, насколько понятно из сегодняшнего заседания,скорее будет сделана попытка ввести адресную социальную помощь, нежели экономить более широко.
На сокращение индексации накануне выборов власти не решатся
На сокращение индексации накануне выборов власти не решатся, это противоречит законодательству, хотя если у правительства денег не будет, можно решиться на всё. Полагаю, более вероятен политический исход продления моратория на пенсионные накопления. Наиболее массовую категорию получателей социальных выплат - пенсионеров - трогать не будут, и индексация пройдет по реальной инфляции. Это, конечно, не означает, что уровень жизни пожилых не снизится, мы понимаем, что структура потребления пенсионеров такова, что реальная инфляция для них гораздо выше, чем та, что мы видим по средним цифрам.
Что касается лишения пенсий пенсионеров с высокими доходами - на это власти скорее всего решатся, ограничение доходов работающих пенсионеров с доходами выше миллиона затрагивает очень ограниченную группу населения. В случае, если этот порог не будет индексироваться, безусловно их численность будет расти, пока же это не очень большая категория. Пятьсот тысяч уже, конечно, большая категория, а значит, риски у такого решения выше. Во-первых, это прежде всего ударит по пенсионерам, которые проживают в крупнейших мегаполисах, Москве и Петербурге, здесь возможен рост социального напряжения. Во-вторых, как показывает российский опыт, у нас в период с 1998 по 2001 год уже действовали ограничения на доходы работающих пенсионеров, и тогда был замечен отток пенсионеров с формального рынка труда. Сейчас возможностей для перехода в неформальный статус меньше, но, на мой взгляд, попытки ограничить доходы работающих пенсионеров особенно в условиях кризиса могут привести к тому, что люди просто будут переходить на «невидимые» рабочие места, либо вообще уходить с рынка труда. Получится, что мы потеряем дважды.
При нынешних параметрах ждать, что у нас будет достаточно средств на выплату пенсий, к сожалению, не приходится.
В пенсионном фонде сейчас серьезная нехватка средств, она связана с тем, что у нас есть ряд длительно нерешенных сюжетов, в частности, у нас есть категория работодателей, которые платят взносы по пониженным тарифам - это категории в определенных секторах экономики, в определенных регионах, за них практически никакой компенсации бюджету не происходит. Есть пока еще не отмененная обязательная накопительная компонента, и во всех странах, которые решались проводить накопительные реформы, был предусмотрен источник финансирования выпадающих доходов. Те деньги, которые поступают на накопительные счета, совершенно естественным образом не тратятся на выплаты текущих пенсий, а значит, надо было предусмотреть некий источник этого разрыва, чтобы нынешние пенсионеры не страдали от того, что в стране проводятся реформы. У нас такого источника не было с самого начала, безусловно, это одна из причин разрыва доходов и обязательств, поэтому правительство на протяжении последних двух лет прибегало к мораторию на пенсионные накопления. В современной пенсионной системе масса источников внутренней неэффективности, кроме того, наша пенсионная система отдувается за весь рынок труда - она существенно перераспределяет доходы. У нас очень высокое неравенство по заработной плате, которое компенсирует пенсионная система и большая доля занятости либо в полностью неформальном или полуформальном рынке труда. Все это плохо сказывается на поступлениях в пенсионную систему. При таких параметрах ждать, что у нас будет достаточно средств на выплату пенсий, к сожалению, не приходится.
Минфин явно дал понять, что они хотят все-таки экономить на социальных выплатах, но, на мой взгляд, с учетом того, что мы приближаемся к электоральному циклу, а пенсионеры - это наиболее активная часть избирателей, их будут трогать в последнюю очередь".