Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.32
  • EUR100.28
  • OIL87.47
Поддержите нас English
  • 23
Мнения

Почему ликуют в Тегеране. Обратная сторона договора с Ираном

The Insider предлагает вашему вниманию колонку Фредерика Кагана, опубликованную в The Wall Street Journal, перевод Сергея Левитина.

Ядерное соглашение с Ираном, о котором было объявлено во вторник – это удивительно хорошая сделка, намного превосходящая ожидания кого-либо… в Тегеране. Соглашение требует от Ирана сократить число центрифуг, обогащающих уран примерно наполовину, продать большую часть своего текущего запаса урана или снизить уровень его обогащения, и принимать инспекции (как именно они будут выглядеть пока неизвестно) Международного агентства по атомной энергии - то чего Верховный лидер Али Хаменеи хотел избежать.

Но соглашение также разрешает Ирану поэтапно отказываться от центрифуг первого поколения, на которые он сегодня опирается, и сосредоточить свои исследования и разработки исключительно на использовании ряда передовых моделей центрифуг значительно более эффективных, что изначально было планом Тегерана. Сделка также полностью позволяет завершить участие ООН в ядерной программе и в течение 15 лет снимет большинство ограничений по этой программе.

Даже это, однако, не самая большая победа Тегерана. Главным достижением режима стало заключение сделки, которая снимает почти все западные санкций в отношении Ирана, в том числе большинство из тех, которые были наложены в рамках борьбы с терроризмом или для предотвращения распространения ядерного оружия. Большинство санкций, скорее всего, будут сняты в течение нескольких месяцев. Таким образом, соглашение гарантирует, что после короткого перерыва Иран сможет заложить основу для большого ядерного арсенала, а до этого расширить свой потенциал в области обычных вооружений настолько, насколько это будет угодно режиму. Верховный лидер должен быть очень гордится своей командой.

Соглашение состоит из 159 страниц нудного и расплывчатого текста, и ключевые моменты там хотя и упоминаются, обозначены нечетко. Даже выяснить график реализации соглашения сложно, но, кажется, он выглядит следующим образом:

«Завершающим днем» стало 14 июля. Соглашение предусматривает, что «сразу же после завершения переговоров <…> для  безотлагательного принятия» Совету Безопасности ООН будет представлена резолюция, которая «прекратит действие» всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН против Ирана. Документ не упоминает 60-дневное окно для рассмотрения резолюции Конгрессом США, и, как следует из этого раздела, внесение резолюции в ООН не будет ждать какого-либо голосования в Конгрессе.

«День утверждения» является следующей важной вехой, утверждение должно пройти либо через 90 дней после принятия решения Советом Безопасности или может быть перенесено «на более раннюю дату, по взаимному согласию». Если в Совете Безопасности все пройдет без заминок, то День утверждения может прийтись на октябрь. К этому моменту Иран обязан начать соблюдение Дополнительного протокола Договора о нераспространении ядерного оружия, который регулирует усиленные международные инспекции. Но это обязательство должно еще быть ратифицировано Меджлисом, иранским парламентом. Следует еще раз отметить, что в документе нет упоминания каких-либо действий, которые должен предпринять Конгресс США, в отличие от иранских законодателей, в сторону которых сделан реверанс.

Определить, когда наступает «День реализации» еще сложнее, так как это зависит от завершения серии переговоров между Ираном и Международным агентством по атомной энергии. График этих переговоров, однако, прописан в отдельном документе: дискуссии должны завершиться к 15 октября 2015 года, и 15 декабря Генеральный директор МАГАТЭ должен представить окончательный доклад Совету управляющих.

В этот момент Иран получит то, что хотел. Европейский союз остановит действие широкого набора санкций; президент Обама подпишет указ о прекращении ряда американских санкций или отменит распоряжения, которые их вводили. Иранским банкам будет разрешено вернуться в  Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), позволяя Ирану реинтегрироваться в экономику доллара и переводить деньги свободно.

IRAN-NUCLEAR-POLITICS
После заключения договора по ядерной программе в Иране гуляла вся страна

Соглашение также предусматривает, что ЕС отменит санкции против Корпуса стражей исламской революции, спецподразделения Кодс и, возможно, его командира, генерал-майора Касема Сулеймани, и большого числа других физических и юридических лиц, санкции на которых налагались не только за их роль в ядерной программе, но и за терроризм и нарушение прав человека. Снятие этих санкций произойдет, самое позднее, к 2023 году

Сохранение международного эмбарго на поставки оружия Ирану, однако, полностью зависит от резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемой для реализации этого соглашения. В тексте самого соглашения нет никакого подтверждения заявления президента Обамы, что эмбарго будет действовать еще пять лет, хотя сам он может и иметь этот срок в виду.

Нынешнее эмбарго было введено двумя резолюциями: №1696 (2006) и №1929 (2010). Первая запрещает продажу или передачу Ирану любых материалов или технологий, которые могут быть использованы для программы разработки баллистических ракет, а вторая делает то же самое в отношении «боевых танков, боевых бронированных машин, крупнокалиберных артиллерийских систем, боевых самолетов, ударных вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем».

Новая резолюция, которая просто прекращает все предыдущие санкции, позволит бы России и Китаю предоставить Ирану любую военную технологию по их выбору. Чтобы сохранить эмбарго, США потребуется добавить соответствующие положения к резолюции, которая должна быть принята Советом Безопасности этим летом. Но это означает получение согласия от русских, которые уже заявили, что эмбарго должно быть прекращено немедленно. США не имеют сильной позиции, чтобы надавить на Россию по этому вопросу, так как администрация Обамы должна провести резолюцию через Совет Безопасности быстро, иначе она рискует, что вся ядерная сделка развалится.

Эксперты еще будут спорить о ценности уступок, сделанных Ираном на ядерном фронте, но ценность уступок, которые США сделали по неядерным вопросам, для Ирана неизмерима. Трудно представить себе какие-либо другие обстоятельства, при которых Тегеран мог надеяться получить международные, поддержанные Советом Безопасности ООН обязательства удалить Революционную гвардию и Аль-Кудс из всех санкционных списков, или передать судьбу эмбарго на поставки оружия в руки Владимира Путина.

Еще более примечательно, что соглашение ничего не говорит о террористической деятельности Ирана, нарушении прав человека или его роли в распространении оружия в регионе, а ведь это все были главные причины эмбарго. Иран не дает никаких обязательств изменить свои террористические или репрессивные методы, но международное сообщество обещает отменить эти санкции в любом случае.

Как Иран воспользуется этими уступками ни для кого не является большим секретом. Тегеран недавно заключил соглашение о кредитной линии на миллиард долларов для сирийского президента Башара Асада. Иранский режим объявил, что он готовится принять поставки российских зенитных ракетных систем С-300. Верховный лидер выпустил пятилетний экономический план, призывающий к значительному расширению иранских программ баллистических ракет и кибервойн и увеличению обороноспособности Ирана.

Администрация Обамы, видимо, делает ставку на то, что снятие санкций побудит Иран смягчить свою политику как в ядерных, так и в неядерных вопросах. Однако риторика и действия лидеров режима предоставляют мало доказательств в поддержку этого убеждения и много доказательств обратного. Поэтому, по всей вероятности, это соглашение приведет к значительному расширению возможностей иранских военных, в том числе Революционной гвардии и Кодс. Это происходит как раз в тот момент, когда Иран напряженно старается удержать Башара Асада у власти, доминировать в частях Ирака, не контролируемых Исламским государством и помочь Хуситам сражаться с Саудовской Аравией в Йемене, что делает соглашение очень хорошей сделкой для Ирана.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari