Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.51
  • EUR98.91
  • OIL88.19
Поддержите нас English
  • 2223
Общество

Гений и его злодейство. Насиловал ли Павленский актрису "Театра.doc"?

В субботу 3 декабря молодая актриса «Театра.doc» Анастасия Слонина приехала домой к знаменитому акционисту Петру Павленскому и его соратнице Оксане Шалыгиной, было уже около полуночи. Что происходило в ту ночь, достоверно известно только им троим. На следующий день Слонина отыграла вечерний спектакль «Однушка в Измайлово» и вместе с «комиссаром постановок» Всеволодом Лисовским отправилась в отделение полиции, где написала заявление: по ее версии Павленский изнасиловал ее, угрожая ножом, порезал ей руки, и ей просто повезло, что она осталась живой.

p_149905
Анастасия Слонина

6 декабря Павленский и Шалыгина беспрепятственно улетели в Варшаву, 14 декабря вернулись в Москву, где их задержали в аэропорту, взяли объяснение и отпустили. Через месяц стало известно, что Павленский и Шалыгина вместе с детьми эмигрировали во Францию и попросили там политического убежища. По их версии, никакого изнасилования не было, а заявление Слониной было провокацией, направленной на то, чтобы выдавить Павленского из страны.

16 января, когда эта история всплыла наружу, обсуждающая ее общественность сразу категорично поделилась на тех, кто верит либо Слониной, либо Павленскому. The Insider поговорил с обеими сторонами и попытался максимально точно установить известные факты и воспроизвести альтернативные версии происходящих событий.

Russian artist Piotr Pavlenski (L) and his wife Oksana Chaliguina (R) pose on January 16, 2017 in Paris. Pyotr Pavlensky has fled Russia and is seeking political asylum in France after being questioned by Russianauthorities on allegations of committing a sex crime. / AFP PHOTO / MARTIN BUREAU
Оксана Шалыгина и Петр Павленский в Париже / AFP PHOTO / MARTIN BUREAU

Чтобы ход развития событий стал более понятен, необходимо упомянуть другой сюжет – конфликт между Павленским и бывшим бойфрендом Слониной – актером и режиссером Василием Березиным. Все началось с того, что в конце октября Березин стал ревновать Слонину к Павленскому – якобы некий общий знакомый ему рассказал об их связи. Правда, и Слонина, и сам Павленский отрицают, что на тот момент у них была какая-то связь, они были еще едва знакомы. Тем не менее Березин поругался со Слониной, и, как признает сама актриса, у нее была истерика, но вместо того чтобы успокоить подругу, он стал бить ее по лицу, да еще и головой об ванну. Она пожаловалась своим друзьям, рассказала, что у нее под глазом синяк, опухла щека, один из актеров по ее просьбе отвез к себе, успокоил, сообщил о ситуации Лисовскому, тот обещал поговорить с Березиным. Так или иначе Березин на следующий день раскаивался и признавал, что был неправ. Слонина же на несколько дней улетела из Москвы на гастроли. На этом конфликт мог бы исчерпаться, но Березин решил все же выяснить отношения с Павленским.

Березин-3-580x557 (2)
Василий Березин

«Я читал эту переписку, - рассказывает Всеволод Лисовский, - инициатором ее был Вася, который писал «зачем ты пристаешь к моей девушке», там в ответ от Павленского шла бычка, мол, «ты че мне предъявляешь». В этом криминала я большого не вижу, но вот когда один из них приводит на разборки своих друзей – тут уже вопросы возникают».

Из видео действительно явствует, что Павленский приехал на «разборки» вместе с друзьями, которые помогали ему побить Березина. Сообщается что после драки у Березина было диагностировано сотрясение мозга.

Художественный руководитель «Театра.doc» Михаил Угаров связался с Павленским по поводу этого избиения и получил такой ответ: «В хамском письме это хамло пыталось доказать, что актриса вашего театра Настя Слонина — это его собственность. Если бы это была дуэль один на один, то я бы просто приравнял себя к этой проститутке. Моральный урод, находя удовольствие в садизме над женщинами, не должен был сильно расстроиться, попав в похожее положение сам. Я не строю жизнь по клише из фильма „Д’Артаньян и три мушкетера».

На стороне Павленского в драке участвовали и актеры «Театра.doc». По словам Лисовского, было проведено внутреннее расследование этой ситуации, и эти актеры теперь не работают в «Театре.doc».

e97f5cc50f85430f4e58df1e2b3e66d606a3d4f1
Всеволод Лисовский

На этом этапе все действующие лица более или менее одинаково описывают происходившие события, хотя и оценивают их по-разному. Но вот в то, что происходило в ночь с 3 на 4 декабря, стороны описывают принципиально по-разному.

Почему Слонина решила пойти домой к Павленскому – неясно, ее адвокат Юрий Лысенко запретил ей давать комментарии и сам очень мало говорит о происходившем. Лисовский тоже затрудняется ответить на этот вопрос и предположил лишь, что сделала она это «не от большого ума». При этом он сомневается, что к тому моменту у Павленского и Слониной могли быть какие-то близкие отношения, потому что виделись они мало.

Павленский же сообщил The Insider, что Анастасия сама настойчиво искала общения:

«У нас довольно близкие были отношения. Вообще в принципе это все время я ее видел раз - на лекции своей, два - она вызвалась и привезла из больницы, три – это когда она пригласила на свой спектакль, мы пошли, четыре – это когда она стала очень много общаться с Оксаной и настойчиво искать отношений, поддержки, когда она стала жаловаться, что в театре у нее проблемы, с ней никто не разговаривает, ее угрожают сделать заказчицей избиения садиста, который над ней издевался. То есть мы виделись в четвертый раз, когда она была в офисе «Агоры» в Москве, где был Ильнур Шарапов и Дмитрий Динзе, которые консультировали ее, что ей делать, когда в театр приходят менты. И все, и после этого она приехала к нам в гости. Вот и все. Я ее видел в пятый раз. Я с ней ни разу не созванивался, и даже с ней не переписывался ни в каких личных сообщениях. Она общалась все это время с Оксаной, и ей она выражала все слова благодарности, как она хочет с нами встретиться. И поскольку у нее разговор уже шел не первый месяц о том, что надо увидеться, просто раз за разом у нас эта встреча откладывалась, мы сказали - ну давай, ну хорошо, приезжай, ладно».

К сожалению, подтвердить тот факт, что Слонина сама напрашивалась в гости, не удалось – Шалыгина утверждает, что ей пришлось стереть всю старую переписку в соцсетях, как только их задержали в аэропорту – чтобы, как она объясняет, в дело не были втянуты люди, которые с ней общались. А от мобильного телефона она избавилась, когда уже после задержания в аэропорту они решили покинуть Россию.

C2TFu_0XUAAMe7u
Анастасия Слонина в спектакле 24+

Дмитрий Динзе подтвердил, что виделся с Анастасией один раз, когда она обращалась за консультацией, правда не по вопросу о наезде полицейских на театр (о чем говорит Павленский), а по поводу избиений со стороны Березина. «Она рассказала, как он ее избивал. В основном за нее Петр говорил, что происходило, а он подтверждала его слова, - рассказал Динзе, - я ее проконсультировал, что если она готова официально написать заявление и дать объяснение в правоохранительных органах, то мы можем с ней еще раз встретиться и подробно поговорить по этому поводу. От Петра и от нее я, действительно, узнал, что в театр приходят сотрудники полиции, которые пытается установить обстоятельства, связанные с ней и с ее бойфрендом».

detail_2588a7bfc8517d778779890d99344b94
Дмитрий Динзе

Все это совпадает со словами Слониной, которая сообщила в разговоре с журналисткой и правозащитницей Зоей Световой, что полицейские «начали обвинять во всем ее, угрожая, что ей "придется нести наказание, поскольку она виновница произошедшего».

Дмитрий Динзе вместе со своей супругой Ольгой стали адвокатами Павленского, и как и положено адвокату Дмитрий Динзе утверждает, что верит своему клиенту и считает его невиновным в ситуации. Поэтому тем более важно обратить внимание на свидетельство Динзе о том, что полиция приходила в театр только после инцидента с избиением Березина и именно в связи с этим.

Так что же происходило в ту ночь? Сама Слонина об этом ничего не рассказывала СМИ, если не считать слов «Я решила, что мне крупно повезло, что я вышла оттуда живой. Могла бы и не выйти». Но из пересказа ее знакомых и сотрудников театра следует, что «Павленский внезапно появился в трусах с ножом», «приставил нож к печени» и изнасиловал. Сообщается также, что Павленский разрезал ножом ее одежду. Кроме того, он якобы нанес ей порезы на руках. Адвокат Слониной практически ничего не пояснил об обстоятельствах той ночи, причем в разговоре с The Insider он почему-то просил не использовать термин «изнасилование» и описывал происходящее как «действия, подпадающие под понятие преступления против половой неприкосновенности».

Если установить факт сексуального насилия подтвердить сложно, то вот ножевые порезы видели Настины друзья. Вот что рассказывает Лисовский:

«Мне позвонил около 7 утра один из наших актеров, сообщил, что «заехала Настя, она практически без одежды, порезанная, кровоточит, говорит на нее напали». Я видел ее в очень возбужденном состоянии, с ранами на руках – глубокий порез пальца и порез на тыльной стороне руки. Раны эти были свежие, да и я ее видел накануне, мы с ней простились часов в 11 вечера, и тогда у нее ран не было».

Лисовский утверждает также, что следствие располагает видео из подъезда, на котором запечатлено как Слонина выходила от Павленского, сам Лисовский, правда, его еще не видел. Пока неясно, может ли это видео что-то доказать, потому что, как утверждают друзья Слониной, поверх разрезанной одежды у Слониной была куртка, и уж тем более едва ли при таком разрешении, которое обычно бывает у подъездных камер, могут быть видны порезы.

Наконец, Слонина выступала с (якобы) порезанными руками в спектакле в тот же вечер, но поскольку они были забинтованы, зрители не могут выступать в качестве свидетелей. «Спектакль был в том числе о домашнем насилии, так что забинтованные руки не мешали Насте выйти на сцену», - отмечает Лисовский.

15259672_1374084702626291_5903123431630574130_o
Анастасия Слонина в спектакле «Однушка в Измайлово». Руки еще не перевязаны

А вот как происходившее той ночью описал в разговоре с The Insider Павленский:

«Насилия не было ни при каких обстоятельствах. Не было ничего, даже близко похожего на насилие. Порезов ножом, угроз словесных, вообще каких-либо. То есть все, что можно назвать насилием. Близкие отношения были, да».

Павленский настаивает, что все остались довольны тем, как провели ночь:

«Мы расстались друзьями. Когда люди проводят вместе какое-то время, а потом люди на таком хорошем настроении хорошо друг с другом расстаются. Я думаю, Вы понимаете, что значит хорошо - когда люди смеются, когда всем весело».

Итак – никакого ножа, никаких угроз, никакого принуждения, заявляет Павленский. Друзья и коллеги Слониной не видели происходящего, так может быть она их обманула (все-таки она – профессиональная актриса)? Лисовский так не думает: «Я с Настей работаю как с актрисой и знаком с тем, что она может и не может сыграть, я знаю, что она способна и не способна придумать. Вот такую сложную историю она бы вряд ли придумала».

1099323_500n

Но если все-таки Сонина все придумала, то какой мотив? Павленский уверяет:  все указывает на то, что задачей было выдворение его из страны. Он обращает внимание на то, что произошло с театром за короткий период с момента драки Павленского и Березина:

- После драки с Березиным в театр приходили полицейские и пытались заставить театр нанять ЧОП, что было бы для театра слишком дорого, но в итоге проблемы с полицией рассосались.

- Театр получил дополнительную площадку на Электрозаводской, хотя раньше с трудом отстаивал даже ту площадку, которая есть.

- Вышел позитивный сюжет о театре на телеканале НТВ.

Надо отметить и то, что позитивное упоминание «Театра.doc» на НТВ не является чем-то исключительным – в 2015 году такое упоминание прозвучало все той же рубрике «Санкт-Петербург. Театр». Что касается претензий полицейских – то они были скорее к самой Слониной, чем к театру, а попытка навязать ЧОП – это довольно стандартная для полицейских манера поведения (ЧОПы – важная статья заработка МВД). Что же касается новой сцены, то официально о появлении новой площадки театр заявил 24 ноября, но Лисовский утверждает, что договоренность об этом была достигнута уже в октябре, еще до драки Павленского с Березиным, правда подтвердить он это не может, по его словам договоренность  о площадке была устной, никаких договоров не подписывалось.

Павленский и Динзе приводят еще один важный аргумент: адвокат Слониной – видный единоросс, руководитель партийного проекта «Комфортная правовая среда». На своей странице адвокат «репостил» такие тексты, как, например «Загадочная смерть королевы Англии. Елизавета умерла, но это скрывают?», «Русь всегда была на земном шаре!», и «Чалин: мы должны взращивать в себе раба». Впрочем, в театре утверждают, что адвоката для Анастасии нашли ее родители, и отмечают, что, например, защищавший многих оппозиционеров Сергей Бадамшин тоже имеет партбилет «Единой России». Надо признать, что адвокаты с экзотическими взглядами и правда нередко встречаются и у самых оппозиционных активистов.

470245_105200856289127_525788831_o (2)
Адвокат-единоросс Юрий Лысенко

У Павленского есть и другие аргументы. Два дня он и Шалыгина оставались в Москве, а затем беспрепятственно улетели из России. Почему бы им быть столь спокойными, если они знали, что их могут задержать? И почему их не задержали на границе, если к тому времени заявление уже было написано?

Сторона Слониной на это отвечает, что нерасторопность наших правоохранителей – дело обычное, а почему Павленский и Шалыгина были такими самонадеянными – это вопрос к ним, может быть, просто не думали, что Слонина напишет заявление.

Наконец, Павленский утверждает следующее:

«8 декабря актриса связывается с близким нам человеком, у которого мы оставляли детей, говорит, что на нас написано заявление, нас ищет полиция, и теперь мы уже точно сядем в тюрьму и требует сообщить ей, когда мы вернемся, т.к. они с ментами уже сутки дежурят около нашего дома и не могут нас найти».

Павленский поясняет, что полиция не могла не знать, что он и Шалыгина покинули страну, поэтому совершенно нелепо было ждать их около дома, и уж тем более странно звонить и предупреждать об этом, так что единственным объяснением тому может быть желание намекнуть, что возвращаться в страну не надо. Правда, независимое подтверждение факта этого звонка получить сложно, «близкий человек» для комментариев недоступен. Тут стоит отметить, что сам факт того, что правоохранители мечтали, чтобы Павленский просто уехал и не возвращался (если это и правда так), все же еще не означает его невиновности. Наконец, что если Слонина и правда звонила и предупреждала его, но не потому что работает на ФСБ, а потому что сочла, что эмиграция для Павленского будет достаточным наказанием?

cms-image-000000317

Павленский меж тем уверен: Слонина сознательно его подставила и действует в интересах правоохранительных органов. Лисовский возражает:

«Я не был свидетелем того, что происходило в ту ночь, я просто исхожу из принципа бритвы Оккама, во что легче поверить – в то что была какая-то сексуальная агрессия, или в то что Слонина какая-то Мата Хари и все это специально подстроила?»

Вот только Лисовский тоже может быть в сговоре, утверждает Павленский. Он признает, что по отдельности все указанные им «странности» (беспрепятственный выезд за границу, новая сцена театра, сюжет по НТВ, адвокат-единоросс, звонок с предупреждением) могут быть интерпретированы иначе и доказательством не являются, но все вместе формируют тенденциозную картину.

1464342517_3

Сейчас обе стороны ждут. Павленский и Шалыгина ждут решения французских властей о политическом убежище, Слонина и ее адвокат ждут решения по возбуждению уголовного дела (которое уже должно быть принято, согласно предусмотренным срокам). Не ждут только многочисленные комментаторы, принявшие ту или иную сторону задолго до того, как стали известны хоть какие-то подробности дела. И даже если суд вынесет какое-то решение по этому делу, на их позиции это уже вряд ли повлияет.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari