Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD91.69
  • EUR98.56
  • OIL82.79
Поддержите нас English
  • 7084
Общество

Необъявленная оккупация. Как устроен израильский контроль на палестинских территориях

После окончания войны в секторе Газа регион, скорее всего, будет полностью или частично контролироваться Израилем — так же, как сейчас им контролируется другая палестинская территория, Западный берег реки Иордан. Чтобы понять, как будет устроена жизнь обитателей Газы, достаточно посмотреть на порядки, установленные на Западном берегу. Он представляет собой набор арабских «островов», раскиданных по морю израильского контроля. Формально эти территории не оккупированы, но де-факто находятся в полной зависимости от израильских властей.

Добраться из Иерусалима в палестинский Вифлеем очень просто: на автостанции у Дамасских ворот садишься на 231-й автобус и едешь до конечной остановки «Поселок Бейт-Джала», от которой до самого центра Вифлеема — Храма Рождества Христова — ведет широкая торговая улица. До Бейт-Джала автобус едет около получаса. Обратно — как минимум вдвое дольше. И дело не в том, что обратно автобус следует каким-то другим маршрутом — он как раз тот же самый. Просто по дороге в палестинский поселок его не останавливают израильские пограничники для тщательного досмотра, а на пути в Иерусалим — останавливают.

Все пассажиры обязаны выйти из автобуса, дождаться, пока его салон и багажное отделение изучат пограничники, а потом пройти паспортный контроль. Иностранных туристов и паломников пропускают, почти не глядя в их документы, вопросы у патрульных возникают обычно только к самым многочисленным пассажирам таких рейсов — арабам. Но не ко всем.

Местные арабы с юридической точки зрения делятся для израильских властей на три категории. Первая — это израильские граждане арабского происхождения. Потомки тех арабов, что остались в 1948 году на территории, которую Израиль занял по итогам войны за независимость, разразившейся уже через несколько часов после официального провозглашения еврейского государства. Арабов с израильскими паспортами — около двух миллионов, они пользуются теми же правами, что и израильские граждане-евреи, включая право на свободное передвижение. В большинстве случаев пограничники пускают их назад в автобус без каких-либо дополнительных проверок.

Вторая категория арабов — это жители Восточного Иерусалима. Согласно разработанным ООН после Второй мировой войны планам раздела Ближнего Востока, иерусалимский старый город, вместе со Стеной Плача, мечетью Аль-Акса и Храмом Гроба Господня, — то есть тот самый Восточный Иерусалим — должен был оказаться под международным контролем. Эти планы так никогда и не были воплощены в жизнь: в 1948 году Восточный Иерусалим завоевала иорданская армия, а в 1967-м, по итогам очередной войны, его занял, а вскоре и аннексировал Израиль. И израильтяне, и палестинцы считают Иерусалим только своим. Более того, и для тех, и для других этот город — столица только их государства.

И израильтяне, и палестинцы считают Иерусалим только своим. Более того, и для тех, и для других этот город — столица только их государства

Над могилой Ясира Арафата в Рамалле даже стоит огромный камень, на котором написано, что это захоронение временное и тело палестинского лидера будет перенесено в на кладбище в Иерусалиме, когда тот станет административным центром Палестины.

Могила Ясира Арафата
Могила Ясира Арафата

Арабское население восточной части города — а сейчас это около 350 тысяч человек — формально имеет право на израильское гражданство, однако получают паспорта еврейского государства единицы. Большинство, движимое солидарностью с остальными палестинцами, от гражданства отказывается и ограничивается статусом резидента Израиля. Этот статус позволяет им получать разрешение на работу в Израиле и на передвижение по его территории. Кроме того, жители Восточного Иерусалима на бумаге имеют право спокойно передвигаться между своим домом и палестинскими городами и поселками.

На деле же реализация этого права во многом зависит от обстановки в стране. В моменты затишья арабо-израильского противостояния жители Восточного Иерусалима обычно не становятся объектами пристального внимания со стороны израильских силовиков. Тогда же, когда насилие снова набирает обороты, эти люди могут подвергаться обысками и задержаниям.

Третья категория арабов — это жители собственно палестинских территорий, называемых Западный берег реки Иордан, или Иудея и Самария, как эти земли называют в Израиле. Этим людям невозможно попасть в Иерусалим или на международно признанную территорию Израиля без получения разрешения от израильских властей.

Разрешения выдаются для работы в Израиле, для учебы, для посещения родственников, для заключения брака, для лечения — всего насчитывается больше ста типов разрешений, которые палестинцы могут получить для проезда израильских КПП. Для их получения необходимо доказать израильским властям потребность в посещении Израиля.

В качестве доказательства может быть представлено приглашение на работу от израильского работодателя, письмо из университета с результатами экзаменов, подтвержденный диагноз болезни, требующей сложного лечения, и т. д. Система получения разрешений довольно сложна, отнимает много времени, а часто и денег. Так, например, посредники, берущиеся достать разрешение на работу на израильской ферме или заводе, берут за свои услугу от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов.

Кроме того, израильские спецслужбы ведут список тех палестинцев, которые признаны опасными для еврейского государства и не могут рассчитывать на получение разрешения ни при каких обстоятельствах. Точное число людей, включенных в этот список, неизвестно. По некоторым данным, оно может превышать 400 тысяч — при общем числе палестинцев в 4,5 млн.

До недавнего времени в автобусах, курсирующих между израильскими и арабскими территориями, можно было встретить и палестинцев из сектора Газа. Однако после начала войны против Израиля, развязанной ХАМАС в октябре этого года, все 18 тысяч разрешений на пребывание на территории еврейского государства, которые ранее были выданы жителям Газы, были аннулированы, а сами эти люди вынуждены были вернуться в крайне небезопасный регион.

После атаки ХАМАС все 18 тысяч разрешений для жителей сектора Газа на пребывание в Израиле аннулировали

Паспортный контроль и выборочные проверки проводятся не только на въезде в Израиль. Внутри палестинских территорий также действуют порядка ста стационарных и передвижных пунктов контроля — как на автотрассах, так и прямо в городах. Например, в Хевроне КПП расположен в самом центре города на пешеходной улице.

КПП в Хевроне расположен прямо на пешеходной улице
КПП в Хевроне расположен прямо на пешеходной улице

Кроме того, вдоль практически всей границы Израиля и Западного берега реки Иордан выстроен так называемый Израильский разделительный барьер — высокий забор или бетонная стена с наблюдательными вышками на ней. Главная задача этого сооружения, общей протяженностью более 700 км, — не допустить несанкционированного проникновения палестинцев на израильскую территорию.

Израильский разделительный барьер
Израильский разделительный барьер

Палестинцы жалуются на то, что израильтяне построили стену не точно вдоль так называемой «Зеленой линии», отделяющей арабские земли от еврейских, а в глубине собственно палестинских территорий, чем сократили их площадь примерно на 9%. Для того чтобы попасть на эти отрезанные барьером земли, палестинцам также необходимо получить разрешение от властей Израиля.

Территория за разделительным барьером тоже довольно неоднородна. С 1990-х годов, в соответствии с соглашениями, подписанными между израильскими и палестинскими лидерами, территория Западного берега была разделена на три зоны — A, B и C. В зоне A, которая занимает около 18% территории региона, у Палестинской администрации наибольшие полномочия. Палестинские чиновники отвечают там за образование, культуру, здравоохранение, регулируют экономику и даже следят за порядком. В зоне B — а это 21% территории Западного берега — полномочия местных чиновников ограничены только несиловой сферой, за внутренний порядок отвечают уже израильтяне.

В границах этих двух зон расположены многочисленные арабские села и крупнейшие палестинские города: Хеврон, Вифлеем, Рамалла и Наблус. Там отсутствуют гражданские израильские институции, но вот военные и полиция имеют право в любой момент войти туда для обысков и задержаний без согласия на то местной арабской администрации.

Зона C, которая занимает около 60% всей территории Западного берега, управляется непосредственно израильской администрацией. Предполагалось, что к началу XXI века зона C перейдет под контроль палестинцев, но из соображений собственной безопасности Израиль передал арабам лишь незначительную часть полномочий, оставив за собой почти тотальный контроль над этими территориями.

Именно в зоне C расположено большинство еврейских поселений. Их там порядка двухсот с общей численностью населения около 400 тысяч человек. Поселенческую деятельность палестинцы и значительная часть международного сообщества считают оккупацией арабских земель. Сами же поселенцы настаивают на том, что у них есть как божественный, зафиксированный в Библии, так и земной мандат на эти территории.

Они уверяют, что международные соглашения позволяют евреям селиться на всей территории исторической Палестины. Формально эти поселения не являются частью Израиля (хотя премьер-министр Биньямин Нетаньяху в 2019 году планировал аннексировать часть Западного берега), но охраняются израильскими силами безопасности и снабжаются с территории Израиля всем необходимым. Автомобильные дороги, которые соединяют Израиль с еврейскими поселениями на Западном берегу, закрыты для палестинцев: передвигаться по ним могут только граждане Израиля.

Передвигаться по автомобильным дорогам, которые соединяют Израиль с еврейскими поселениями на Западном берегу, могут только граждане Израиля

Израиль контролирует вообще все дороги в регионе. На любой из них в любой момент может появиться израильский блокпост. Поставки электроэнергии, связь и даже водопровод на Западном берегу тоже находятся в ведении израильтян. Израильтяне контролируют и границы Западного берега реки Иордан с соседней Иорданией. Мост Алленби, соединяющий Иорданию с палестинскими территориями, — главный путь за границу для палестинцев.

Теоретически еще есть возможность вылететь из аэропорта Бен Гурион в Тель-Авиве, но получить на это разрешение довольно сложно. Поэтому те, кто отправляется за границу, предпочитают сначала ехать в Иорданию, а уже оттуда лететь или ехать дальше. Официально выезд в Иорданию свободный и не требует получения разрешений от израильских властей. Но на деле израильские пограничники могут запретить пересечение границы человеку, имя которого фигурирует в списке неблагонадежных. В открытом доступе этого списка нет, и многие палестинцы узнают, что находятся в нем, только когда пытаются пересечь мост Алленби.

Деление Западного берега на зоны приводит к тому, что путь, к примеру, из Хеврона в Вифлеем, хотя и имеет протяженность всего в несколько десятков километров, проходит по территориям, находящимся в разных юрисдикциях, так как дорога идет через все три зоны: A, B и C.

Во время обострений арабо-израильского конфликта на границах между этими зонами возникают израильские КПП, из-за чего пересечь их становиться очень непросто. В результате, как говорят сами палестинцы, Западный берег представляет собой этакий набор арабских островов, раскиданных по морю израильского контроля.

Западный берег представляет собой этакий набор арабских островов, раскиданных по морю израильского контроля

На палестинских территориях действует своя судебная система. Вернее, даже две: местные жители могут решать споры между собой в обычном гражданском суде или — по обоюдному согласию — в суде шариатском, который рассматривает гражданские и семейные дела в соответствии с исламским законом. Но вот отстаивать свои интересы в спорах с Израилем палестинцы могут только в Верховном суде Израиля. Например, только там арабы могут оспорить правительственные решения о сносе своих домов или о выселении из них.

Затеянная Нетаньяху около года назад, но приостановленная после массовых протестов судебная реформа грозит лишить палестинцев этого инструмента. Если действующему правительству удастся довести дело до конца, то у него появится возможность преодолевать любое вето Верховного суда через голосование в парламенте. Для палестинцев это будет очень плохой новостью. Если сейчас количество сносимых палестинских строений достигает нескольких сотен в год, то в будущем это число может существенно возрасти.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari