Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD92.26
  • EUR99.71
  • OIL87.25
Поддержите нас English
  • 123

В декабре начали сбываться самые пессимистические прогнозы развития российской экономики. Потребители штурмуют магазины бытовой техники (а кто побогаче - риэлторские агентства), не зная как спасти обесценивающиеся деньги. Но у The Insider есть хорошие новости: если у вас нет денег - рано отчаиваться. В России появляется все больше систем безденежной взаимопомощи и обмена, и, похоже, после кризиса их ждет небывалый всплеск популярности. Александр Литой выбрал пять наиболее интересных примеров.

688692

1.      Бартер - спасение бизнеса

Системы бартерного обмена между компаниями существуют и в годы экономического подъема, но в кризис они получают множество новых клиентов.

«Мы замечаем увеличение обращений к нам с октября. В октябре мы получали порядка 200-300 заявок, в ноябре-декабре – уже 400-500 в месяц. Проблемы на валютном рынке подстегивают людей рассматривать бартер», – рассказал The Insider Александр Морозов, учредитель «Росбартер». Его компания сводит друг с другом бизнесменов, готовых чем-то поменяться. Бизнес в сфере бартерного обмена Морозов начал в прошлый кризис, в 2008 году.

«Есть производитель гвоздей, – Морозов описывает клиентов своей компании, - У производителя есть постоянная потребность. Например, проволока, из которой он эти гвозди делает, или станки для их производства. Он может быть заинтересован получать их по бартеру – особенно это выгодно при нестабильности курсов валют. Другой вариант - люди занимаются несколькими направлениями: строительством, торгуют металлом и продуктами питания. Если у них возникают сложности на одном из направлений, продукцию этого направления они пытаются обменять на другие товары, которые им проще продать. Ну и третий типичный вариант – человек готов эти же гвозди поменять на недвижимость или, например, автомобиль «Порше» для себя».

И это уже не первый кризис, когда наблюдается всплеск спроса на специалистов по бартерному обмену: «В 2008-2009 годах во многих компаниях отделы продаж открывали бартерное направление, мы с ними работали», – вспоминает он. Морозов говорит, что сейчас компании присматриваются к бартеру, качественные изменения в практике товарообмена в российском бизнесе он прогнозирует не раньше марта.

102845696_1319896705_img_01

2.       Вавилонский лекторий

Организатор московского Либертарного Лингвистического Лектория попросил The Insider называть его Никосом. Никос – филолог, эсперантист и полиглот, работает переводчиком, по его словам, «с девяти до шести». Недавно у Никоса родился ребенок, но у него хватает времени для проекта, в который уже вовлечено больше тысячи москвичей.

«Я так сразу не скажу, сколько языков у нас преподают, их больше тридцати», – рассказывает он. В лектории есть платные группы, но Никос старается, чтобы на каждый язык приходилось минимум по одной бесплатной. Любой желающий может присоединиться к проекту через «ВКонтакте» и либо посещать интересующие его курсы, либо предложить себя в качестве преподавателя.

Участники лектория знакомятся, договариваются о расписании занятий и помогают друг  другу в поиске помещений.

«Моему лекторию два года. Проблем с помещениями не возникает, мы каждую неделю их находим. Скорее, проблемы с преподавателями, не по всем языкам пока удается найти. Сейчас ищем преподавателя корейского и финского. По шведскому – нашли. Мы нашли в Москве носительницу валлийского языка – пока с ней не получилось договориться. Расписание у нас висит в google docs, преподаватели сами могут вносить в него изменения – у нас полная самоорганизация», – рассказывает Никос.

У лектория есть договоренность с семью библиотеками в разных районах Москвы, помещения предоставляют и хостелы, некоторые группы снимают места для занятий за деньги, хотя Никос считает, что лучше потратить время на поиски бесплатного пространства. Всего в лектории более 40 групп, постоянно добавляются новые.

«У нас никакой бухгалтерии и сотрудников нет. Если занятия платные – значит, платят непосредственно преподавателю. Ученики могут сами собрать группу и искать под неё преподавателя. Ученики сами ищут место для занятий. Все решения совместно принимают все заинтересованные в нем люди. И эти принципы работают», – отмечает Никос.

Пока единственная проблема, с которой столкнулся проект – руководство одной из библиотек возмутилось тем, что в ней проходили занятия по украинскому языку. Украинская группа нашла себе новое помещение.

img_634970854474569375

3.       Маркетинг дарения

Площадки для обмена и дарения в рунете существуют уже много лет. Тематические ресурсы обновляются по несколько раз в час, они посещаемы и востребованы.

Один из ведущих сайтов сегмента – «Дару дар». С 2008 года через него было совершено 2,6 млн. актов дарения, и теперь «Дару дар» развивается и как коммерческий проект: например, размещение рекламы на нем обойдется желающим от 60 до 750 тыс. руб.

«Я создала группу в Facebook «Отдам даром / обменяю» примерно три месяца  назад. И уже сегодня к ней присоединилось почти 5,5 тыс. человек», – рассказывает Анна Цветаева.

Координировать дарение Цветаева решила, изучая social media marketing. Она говорит, что ей посоветовал преподаватель: лучший тренинг в SMM – создать что-то полезное для людей.

«У меня два мотива. Желание помочь людям и желание совершенствоваться в своей профессии. Благодаря группе я изучаю поведение людей, их мотивацию, поступки, разбираюсь в социальных отношениях. Я проводила некоторые мероприятия в группе и изучала реакцию на них», – рассказывает она.

По её словам, совсем не сложно получить в дар полезные вещи.

«Часто даром отдают просто новые вещи, если это предмет одежды, то он мог не подойти по размеру или хозяину не понравился цвет. Бывает, отдают новую мебель, предметы интерьера, которые неинтересны их владельцам. Многие участники группы пытаются пристроить и домашних животных, для них по субботам я провожу «День домашнего питомца». Отмечу, что в группе очень много объявлений с вещами, бывшими в употреблении, о которых хозяева пишут, что использовали 1-2 раза. Обычно это женские вещи и даже иногда парфюмерия. Но, конечно, проверить правдивость таких объявлений я не могу», – объясняет Цветаева.

В кризис она прогнозирует повышение интереса к своему проекту.

211

4.       Время вместо денег

В России немало адептов американского философа Эдгара Кана. В 80-х годах он выдвинул идею о том, что против безработицы, низкого уровня жизни и нехватки товаров (а также  за улучшение взаимоотношений между людьми)  можно бороться с помощью введения «дополнительной валюты» time dollars. Операциями с ними должны заниматься «банки времени».

«Банк» учитывает, например, что Петр 2 часа потратил на починку розетки Василию. Таким образом, Петр получает 2 часа – в которые он может попросить Сергея перевезти ему мебель на дачу. Любая работа считается равной, оценивается по результату и по потраченному на неё времени. Если, например, для перевозки мебели нужен бензин, платить за него будет не Сергей, который везет мебель, а Петр, которому мебель везут на дачу.

Нижний Новгород – один из городов, где действует эта система. Координатор нижегородского «Банка времени» Ольга Покровская рассказала The Insider, что в её городе в проекте участвует 1600 человек. По ее словам, между участниками проекта обычно не возникает конфликтов в вопросах оценки качества сделанной работы. Роль её оценки отводится представителю «Банка времени».  Нижегородский «банк» появился по инициативе одного из местных предпринимателей, интересующихся идеями Кана, а также финансируется Фондом Чарльза Мотта как социально полезный проект. Покровская предполагает приток новых «клиентов» своего «банка»: в кризис люди будут искать пути получения необходимых услуг, не платя за них.

37ae98

5.       Фримаркет - рынок без денег

Ещё до кризиса от Калининграда до Владивостока распространилась ещё одна западная технология безденежного обмена – фримаркеты, то есть бесплатные ярмарки. Любой на них может принести ненужную вещь и взять то, что нужно. В Москве фримаркеты проводит много не связанных друг с другом групп в разных районах мегаполиса, устраиваются и тематические фримаркеты (например, детских вещей или для любителей исторической реконструкции).

«Больше года мы организуем фримаркеты каждую первую субботу месяца», – рассказывает Ксения Веселова,  молодая мать из 44-тысячного Троицка, города в Новой Москве. Успешным  для троицкого фримаркета сейчас считается участие 100 человек.  Объявления о троицком фримаркете бесплатно печатает типография, получающая за это возможность размещать свою рекламу на мероприятии, помещение предоставляет местный культурный центр, арт-директор которого симпатизирует идее.

«Мне нравится наблюдать, как люди… осчастливливаются – кто-то избавившись, а кто-то обретя что-то. У нас сформировалась команда, для нас фримаркеты – лишний повод встретиться друг с другом», – рассказывает она.

Как и создатель facebook-группы «Отдам даром /обменяю», Веселова отмечает, что на фримаркеты приносят достаточно много новых вещей, которыми вообще не пользовались, одежду с неоторванными бирками. В отличие от интернет-ресурсов, у фримаркетов есть проблема – многие принесенные вещи никто не берет. В Троицке все неразобранные вещи отвозят в местную церковь.

«В кризис фримаркеты будут популярны, -уверена Веселова, - у людей становится меньше средств, они ищут альтернативы. Есть брезгливые люди – как это, я пойду в чужих вещах копаться! Я выросла в бедной семье, для меня донашивать вещь за кем-то – это норма. Для меня это растет ещё из прошлого, из Совка. Обеспеченные люди могут воротить нос, но, конечно, как кого кризис коснется. Жизнь – учит».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari