Масштабная валютная паника на российском рынке, которая наблюдалась в декабре прошлого года, может повториться и в конце 2015 года. Об этом пишет в своей колонке на страницах «Ведомостей» аналитик инвестиционного холдинга «Финнам» Тимур Нигматуллин.
Экономист называет несколько факторов, которые дают основания делать подобные прогноз. Первый из них – это снижение цены на нефть. По расчетам Нигамтуллина, уже в скором времени стоимость марки Brent может упасть с комфортных $60-65 за баррель до $35 и ниже. Эксперт поясняет, что добыча нефти в США продолжает расти, а ОПЕК, в свою очередь, удерживает квоты добычи в надежде любой ценой сохранить свою долю рынка.
«Главным же фактором грядущей коррекции рискует стать рост индекса доллара к корзине из шести мировых валют (DXY index) на фоне ожидаемого к концу года повышения ставок Федеральной резервной системой. Таким образом, ужесточение регулятором США монетарной политики автоматически приведет к резкому снижению номинированных в американской валюте котировок сырьевых товаров, и нефти в том числе», - пишет Нигматуллин.
Еще одним важным признаком надвигающегося валютного кризиса эксперт называет всплеск недоверия к финансовой системе, как мировой, так и суверенной. Он поясняет, что с начала декабря прошлого года золотовалютные резервы (ЗВР) страны сократились на 13,5% до $364,6 млрд., а за вычетом СДР, позиции в МВФ, монетарного золота, валютного РЕПО и резервных фондов ликвидные ЗВР составляют всего $93,7 млрд. Кроме того, в следующие 12 месяцев частному и госсектору нужно погасить внешних долгов на $100,5 млрд., а этом значит, что все ликвидные ЗВР потенциально уйдут на соответствующие выплаты.
«Крупные игроки рынка отлично понимают складывающуюся ситуацию и при сильном падении нефтяных котировок будут продавать всю имеющуюся рублевую наличность по любым ценам. Как и в декабре прошлого года, рано или поздно это и спровоцирует ту самую панику, которую мы уже наблюдали в декабре прошлого года», - говорится в колонке Нигматуллина. При этом, реакция монетарных властей на эту панику, по мнению экономиста, будет ограниченной, чем год назад.