28 июня российские СМИ распространили радостную весть: в опубликованном ФИФА масштабном докладе по материалам расследования обстоятельств принятия решения о том, каким странам поручить проведение чемпионатов мира по футболу 2018 и 2022 годов, нет доказательств нарушений с российской стороны. Сообщение РИА «Новости» озаглавлено «Заговор не обнаружен: ФИФА проверила законное получение Россией ЧМ-2018».
Особую удовольствие у агентства вызвало то, что в докладе зафиксирована попытка договоренности между Англией и Южной Кореей о взаимной поддержке заявок друг друга (Англии — на 2018 год, а Южной Кореи — на 2022-й), причем в переговорах участвовали тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон и принц Уильям. Этому РИА Новости посвятило отдельную заметку под названием «Кэмерон и принц Уильям могли быть замешаны в коррупционном скандале ФИФА».
Создается впечатление, будто при продвижении английской заявки использовалось политическое давление и закулисные договоренности, а российский футбол совершенно свободен от таких методов. Посмотрим, что же действительно написано об этом в докладе ФИФА.
ФИФА опубликовала доклад, составленный в 2014 году руководителем следственной палаты комитета федерации по этике Майклом Гарсиа, бывшим прокурором из США. До этого момента полный текст доклада был засекречен, однако его ключевые выводы были известны — это результаты того самого расследования, на основании которого ФИФА еще три года назад приняла решение не предъявлять России каких-либо претензий.
В докладе действительно упоминается один эпизод с участием принца Уильяма и Дэвида Кэмерона. Согласно заявлениям вице-президента ФИФА британца Джеффа Томпсона и руководителя британского заявочного комитета Энди Энсона, они незадолго до голосования, решившего судьбу двух чемпионатов, встречались в цюрихском отеле Baur au Lac с другим вице-президентом ФИФА — Чхон Мон Джуном из Южной Кореи, — причем с британской стороны на встрече были не только футбольные функционеры, но также принц и премьер.
Томпсон утверждает, что Кэмерон попросил Чхона проголосовать за британскую заявку, а тот ответил, что сделает это, если Томпсон проголосует за южнокорейскую. Томпсон, который к этому моменту уже решил голосовать за Корею, согласился. По мнению Томпсона и Энсона, Чхон вряд ли выполнил обещание, так как английская заявка в первом туре голосования набрала всего два голоса; Чхон отказался раскрыть, как голосовал. Он вообще отрицает, что такая встреча была. По его утверждению, он встречался с Кэмероном лишь однажды, во время саммита G20 в Сеуле в 2012 году, и не обсуждал с ним голосование. О том, принимал ли в разговоре какое-либо участие принц Уильям, не сообщается.
Автор доклада подчеркивает, что в этом вопросе больше доверяет свидетельствам британских функционеров, чем южнокорейского, так как некоторые другие его заявления оказались неправдой.
С российской заявкой все не так однозначно. Действительно, в докладе нет доказательств подкупа, использования политического давления или закулисных договоренностей. Однако там отмечается, что российский заявочный комитет предоставил следственной палате ФИФА далеко не все запрошенную информацию, утверждая, что она не сохранились.
Объяснила это российская сторона так: у заявочного комитета не было достаточных денежных средств на покупку компьютеров, поэтому их арендовали у Академии футбола имени Юрия Коноплева, которая тогда была связана с Национальной академией футбола, учрежденной Романом Абрамовичем; после завершения работы комитета компьютеры вернули владельцу. Академия им. Коноплева подтвердила, что возвращенные компьютеры были списаны и уничтожены; с тех пор собственник академии сменился, и ее новые менеджеры ничего не знают о том, что происходило четыре года назад.
Кроме того, после завершения работы комитета были деактивированы его адреса электронной почты на gmail.com; сотрудники комитета утверждают, что обращались в компанию Google USA с просьбой о восстановлении доступа, но ответа не получили.
Зная, какое значение российское государство придает таким крупным спортивным мероприятиям, как чемпионат мира по футболу, трудно поверить, что у заявочного комитета не было денег на покупку нескольких компьютеров.
Так как расследование Майкла Гарсиа было частным, а не государственным, он не имел возможности вызывать свидетелей в суд или требовать от интернет-провайдеров предоставления документов. В результате неопровержимых доказательств нарушений с российской стороны не нашли.
В разделе доклада, посвященном расследованию возможных предварительных договоренностей российских представителей с футбольными функционерами других стран, упоминается «несколько туманное» (так сказано в докладе) свидетельство главы японского заявочного комитета, вице-президента Ассоциации футбола Японии Ходзё Тасимы о том, что накануне голосования с ним связались представители России и заговорили о том, что им нужна японская поддержка.
При этом в докладе отмечается, что Тасима не предоставил никаких свидетельств в поддержку этого заявления или подробностей предложенного соглашения. Кроме того, другие японские футбольные функционеры ничего не сообщали о таких контактах. На этом основании авторы доклада пришли к выводу, что оснований для того, чтобы с уверенностью заявлять о сговоре между представителями России и Японии, недостаточно, «однако, несмотря на сказанное выше, нельзя полностью исключить, что российский заявочный комитет делал какие-то еще попытки договориться о тайном сотрудничестве с другими членами ассоциации».
Остается только догадываться, связано ли значительно более скептическое отношение авторов доклада к заявлению Тасимы, чем, к примеру, к свидетельствам Томпсона и Энсона, с нежеланием ФИФА ввязываться в громоздкую, дорогостоящую и чреватую политическими осложнениями процедуру смены страны-хозяйки чемпионата. Заметим лишь, что расследование Майкла Гарсиа происходило еще при президенте ФИФА Зеппе Блаттере, который был одним из главных подозреваемых в коррупции; впоследствии он вынужденно подал в отставку и был отстранен от футбольной деятельности на восемь лет.
В докладе указано, что в продвижении российской заявки активно участвовали политики, прежде всего министр спорта Виталий Мутко. Подтверждены семь встреч Владимира Путина, занимавшего тогда пост премьер-министра, с функционерами ФИФА, в том числе с тогдашним главой Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки Чаком Блейзером, впоследствии признавшимся в получении взяток и пожизненно отстраненным от футбольной деятельности, вице-президентом ФИФА Джеком Уорнером, также пожизненно отстраненным за организацию незаконных платежей, и вице-президентом Конфедерации футбола Азии катарцем Мохаммедом бен Хаммамом, отстраненным по обвинению в подкупе делегатов конгресса ФИФА.
Примечательно, что российская сторона из всех случаев контактов с членами Исполкома ФИФА сообщила комиссии Гарсиа только о трех. Однако и в этом случае в докладе свидетельства признаны недостаточными для обвинений в отношении России.